Суд в Вене разрешил украинской компании «Нафтогаз» начать процедуру взыскания российских активов на территории Австрии на сумму свыше 120 миллионов евро. Об этом говорится в официальном сообщении пресс-службы украинской компании.
«Нафтогаз» получил соответствующее решение районного суда австрийской столицы о принудительном исполнении вердикта международного арбитражного трибунала в Гааге по так называемому «крымскому делу». В рамках этого решения разрешается наложить ограничения на права России на более двадцати объектов недвижимости, расположенных на австрийской территории. Предполагается, что данные активы будут проданы с аукциона для последующей выплаты компенсации украинской стороне.
Решение австрийского суда является частью масштабного разбирательства, инициированного украинской стороной ещё в октябре 2016 года. Тогда «Нафтогаз Украины» и ряд компаний этой группы подали иск в арбитраж против Российской Федерации, требуя компенсировать убытки, якобы понесённые ими в связи с возвращением Крыма в состав России в 2014 году. Украинская сторона обвинила Москву в «незаконной экспроприации стратегически важных энергетических активов», включающих газовые месторождения, буровые установки, газотранспортную инфраструктуру и газ в объёме более 675 миллионов кубометров, хранившийся на полуострове.
12 апреля 2023 года международный трибунал, созданный под эгидой Постоянной палаты третейского суда (PCA) в Гааге и состоявший из судей Иана Бинни, Чарльза Понсета и Майи Станивукович, постановил, что Россия обязана выплатить украинскому «Нафтогазу» более 5 миллиардов долларов за утрату компанией её активов в Крыму. В октябре этого же года Верховный суд Королевства Нидерланды отклонил кассационную жалобу Российской Федерации, в которой российская сторона пыталась оспорить юрисдикцию трибунала.
Однако, несмотря на решения гаагского арбитража и Верховного суда Нидерландов, Россия отказалась признавать эти обязательства и платить по выставленному украинской стороной счету. В ответ «Нафтогаз Украины» начал кампанию международного принудительного исполнения решения, направленную на изъятие российских активов в различных зарубежных юрисдикциях.