Жизненный путь Льва Голицына похож на дорогу с крутыми поворотами. На каждом этапе князь добивался очередной победы. Создателю русского шампанского исполнилось бы 180 лет.
На муромской дорожке...
Голицына ожидала карьера юриста, но в 33 года он оставил это занятие. Какие же события заставили умного и красивого посвятить себя совсем иному, но не менее благородному делу?
Cherchez la femme, как говорят французы. Жизнь молодого человека резко изменила встреча с Надеждой Засецкой. Особую пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что Надежда Захаровна была замужней дамой, добродетельной супругой предводителя дворянства Муромского уезда. И вот поди ж ты: презрев условности, она укатила со Львом в Париж, а впоследствии родила возлюбленному двух очаровательных девочек.
Потом начались размолвки, повлёкшие охлаждение чувств. Бурный роман сошёл на нет, но Голицын, как честный человек, не только взял на себя все хлопоты по содержанию и воспитанию дочерей, но и помог бывшей гражданской жене избегнуть финансовых трудностей, купив у неё в 1878 году имение Новый Свет неподалёку от местечка Судак.
К этому времени у князя появилось новое увлечение – виноделие, и он рассматривал пустынное урочище как своеобразную лабораторию для смелых экспериментов.
Новый свет в моей душе!
Прекрасная природа – можжевельники, горы и море – совершенно, казалось бы, не подходила для «солнечной ягоды». Грунт – практически скальный, с водой – беда. Не было ни нормальной дороги, ни рабочих рук. Но, как говорят знающие люди, если проблему можно решить деньгами, это не проблема, а затраты. Новый Свет проникнут идеями, духом, надеждами Голицына – и щедро удобрен ассигнациями, буквально зарытыми в неподатливую землю.
Спустя пять лет после приобретения столь занятной недвижимости Голицын обвенчался с Марией Орловой-Денисовой. Графиня была слабого здоровья, но её богатое приданое оказалось весьма кстати для Льва Сергеевича, намеревающегося продолжать изыскания.
С новым энтузиазмом он приступает к опытам по изготовлению игристых вин шампанским способом, обустраивает имение: разбивает очередные виноградники, в толще горы строит подвалы для выдержки благородных напитков, возводит дом для семьи – супруги и дочерей, принятых Марией как родных. Надежда и Софья отвечали ей взаимностью.
Прочно, широко, практично
Голицынские вина начинают завоёвывать популярность, а сам Лев Сергеевич становится авторитетом. Его удостоил аудиенции сам Александр III. Император пристально интересовался отраслью и давно подыскивал грамотного и надёжного человека на место царского винодела.
В 1891 году Голицын вступил в новую должность. Первыми его действиями стала организация строительства в Массандре централизованного хозяйства для выдержки вин из всех крымских угодий августейшей семьи. За четыре года в горных склонах прорыли семь тоннелей с идеальным микроклиматом.
Однако порадоваться результатам своего труда Голицыну не довелось: в 1897 году он написал прошение об отставке. Его творческая натура не желала мириться с требованиями, которые выдвигала «придворная накипь». Вывод начальства был категоричен: «Отдавая должное техническим познаниям Голицына, необходимо признать, что он совершенно не умеет, ввиду особого склада ума и характера, приложить свои знания на практике».
Был всеобщей грозой
По большому счёту, претензии к главному виноделу были справедливыми. Талант учёного, чутьё практика странным образом сочетались с поступками, зачастую выходящими за рамки приличия.
«Несмотря на своё общеизвестное благородство, он был всеобщей грозой, – пишет Феликс Юсупов. – Колосс с львиной гривой, пребывая в состоянии полуопьянения, изыскивал любую возможность учинить скандал».
А вот свидетельство «короля московских репортёров» Владимира Гиляровского: «Известный краснобай, горячий спорщик, полный энергии человек, громко хваставшийся тем, что не посрамлён чинами и орденами. Ходил зимой и летом в мужицком широченном армяке. Извозчики звали его диким барином. Татары в его имении прозвали его аслан дели – «сумасшедший лев».
Париж рукоплещет
Хлебосольство Льва Сергеевича оценили и члены царской семьи. Встретив Пасху 1893 года в Ливадии, великие князья «пошли в винный погреб, куда нас пригласил Голицын. Остались там до вечера, выпили порядочно. Вернувшись, проспали до обеда».
Занимая кабинет главного винодела России, Лев Сергеевич не оставлял и занятия в Новом Свете. Выписанные из Франции профессионалы, правильно подобранные сорта, строгое соблюдение классической технологии – всё это принесло ошеломляющие результаты. Взошедший на престол Николай II хорошо запомнил пасхальное гостеприимство Голицына, и на коронационных торжествах рекой лилось отечественное шампанское из княжеских подвалов. Этикетки голицынских вин украсились двуглавым орлом и надписью «Коронационное».
Вершиной славы Голицына стала Всемирная выставка в Париже в 1900 году. На этом грандиозном форуме шампанское из Нового Света удостоилось Гран-при.
Из уст в уста передают курьёзную историю, которая произошла в ресторане, где собрались члены экспертной комиссии. На торжественном обеде подавали вина, получившие высшие награды. Глава застолья граф Шандон, совладелец знаменитой фирмы, поднял бокал, наивно полагая, что представляет собственный продукт: «Отличному качеству шампанского, которое мы пьём, я обязан рабочим, которые трудятся на моём предприятии». Но Голицын решительно поправил тамаду: «Граф, в настоящий момент вы пьёте моё вино».
Дорогое детище
Укоренив пальму мирового первенства в крымской земле, Лев Сергеевич ощутил, что победа досталась слишком высокой ценой: расходы резко превысили доходы. Замаячила угроза разорения и позора. И тогда Голицын совершает очередной нетривиальный поступок. Пользуясь расположением Николая II, он сообщает царю-батюшке, что, помимо двух дочерей, у него есть ещё и незаконнорождённый сын и что, как честный человек, император должен его... усыновить. Государь захлопал глазами, а собеседник, выдержав драматическую паузу, эффектно закончил: «Этот сын – Новый Свет!»
Под Новый, 1912 год монарх получил официальное письмо, где князь всеподданнейше просил принять в дар имение, с тем чтобы создать здесь академию русского виноделия.
«Верховный покровитель отраслей сельского хозяйства и промысла» прибыл по весне проинспектировать приобретение. «Пошли береговою дорожкою к знаменитым погребам, – записывает Николай Александрович. – Осмотрели два грота, пробовали много вин. Голицын водил и угощал нас, как он умеет это делать».
Гений места
Новый Свет напитан памятью о Голицыне. В эпоху лихолетья исчезла его могила, но, по счастью, сохранились и производственные мощности, и «береговая дорожка», связавшая воедино природные красоты. Традиции честного виноделия неукоснительно соблюдает современное предприятие. В музее, расположенном в доме, построенном Голицыным для своей семьи, хранятся удивительные артефакты, ярко характеризующие отца-основателя.
За массивным рабочим столом князь написал слова, ставшие девизом настоящих мастеров: «Виноградарство есть искусство, находящееся в самой тесной связи с местными условиями. Виноделие есть наука местности».
Старый дом устоял под ураганами истории и – о чудо! – сохранил незримое присутствие хозяина. Автору этих строк посчастливилось принимать участие в театрализованном действе – дегустации при свечах и скрипке в обширном подвале знаменитого дома. Вдохновенный рассказ экскурсовода внезапно прервал хлопок двери, распахнутой порывом ветра. Ведущая повернулась ко входу и склонилась в поклоне: «Здравствуйте, Лев Сергеевич! Как мы рады ощущать вас рядом!»
Иван КОВАЛЕНКО, крымовед
Подписывайтесь на наш канал в Дзен