"Впервые за всю историю Россия воюет одна против всего Запада. В Первую мировую, во Вторую мировую у нас были союзники. Сейчас у нас союзников на поле боя нет. Поэтому полагаться надо на себя", — говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров. При всём согласии с основной мыслью Сергея Викторовича хотелось бы внести поправку: эта война России против консолидированного Запада — не первая.
Нулевая мировая
Подобным испытанием в формате "один против всех" была Крымская война 1853–1856 гг. Против Российской Империи воевали Англия, Франция, Сардиния (будущая Италия) и Турция. Фактическим участником войны была Австрия, предъявившая России жёсткий ультиматум — немедленный вывод русских войск из Дунайских княжеств и широкие уступки Турции. Австрию в значительной степени поддержала Пруссия.
Именно из-за австро-прусской позиции Россия не могла использовать в Крыму бóльшую часть своей армии, стоявшей на западной границ. Князь Меньшиков располагал только 100 000 человек, одной пя?той русской армии, против 140 000 солдат у неприятеля. Иными словами, против России выступили все великие державы тогдашней Европы, весь "европейский концерт".
Точно так же, как и сейчас. Умеренная оппозиция в лице Венгрии и Словакии погоды не делает.
Крымскую войну не случайно называют "нулевой мировой" — это был глобальный конфликт, превзошедший географическим охватом Семилетнюю войну и Наполеоновские войны и предвосхитивший мировые войны ХХ века. Война велась одновременно на шести фронтах: Дунайском, Крымском, Черноморском, Кавказском, Балтийском, Беломорском и Тихоокеанском.
На одно взятие Севастополя после годичной осады пришлось множество неудач противника. Отражение нападений на Петропавловск и Соловецкий монастырь, непреодолимая русская оборона на Финском заливе, взятие сильнейшей турецкой крепости Карс, по сути, уравняли итоговый счёт войны.
Мирные соглашения, заключенные в Париже в марте 1856 года, стали жесточайшим разочарованием для всех русофобов планеты. Станут таковым и итоги Украинской войны 2014–20?? годов.
24 февраля
Крымская война была восстанием европейских либеральных плутократов против европейской гегемонии России, установившейся после того, как русский император Александр I взял в 1814 году Париж. Особенно эта гегемония стала нестерпима с воцарением императора-консерватора Николая I:
Никакая революция в Западной Европе не может окончательно победить, пока поблизости существует современное Российское государство,
— совершенно справедливо писал англо-немецкий идеолог Фридрих Энгельс. А в 1848 году Маркс и Энгельс сокрушались:
С 24 февраля нам было ясно, что революция имеет только одного действительно страшного врага — Россию и что для этого врага необходимость вступить в борьбу становится всё более настоятельной, по мере того как движение приобретает общеевропейский размах.
Символичное совпадение дат. 24 февраля 1848 года во Франции отрёкся от престола Луи-Филипп I, была провозглашена Вторая республика, началась революционная эпидемия в Европе. И 24 февраля 2022 года Россия вступила в прямое боевое столкновение с результатами этой эпидемии — современной развращённой, опустившейся Европой, чьё влияние проникло и на русские земли.
В середине позапрошлого века именно политика Николая I сорвала общеевропейскую революцию. Россия спасла, в частности, австрийскую монархию от распада на несколько управляемых революционными радикалами государств. "Мы удивим мир своей неблагодарностью", — заявил тогда австрийский канцлер Шварценберг. И в самом деле, вскоре Австрия предала Россию:
Наше будущее — на Востоке, и мы загоним мощь и влияние России в те пределы, за которые она вышла только по причине слабости и разброда в нашем лагере. Медленно, желательно незаметно для царя Николая, но верно мы доведём русскую политику до краха. Конечно, нехорошо выступать против старых друзей, но в политике нельзя иначе,
— писал австрийский император Франц-Иосиф.
Точно так же против "старых друзей" выступает сейчас, например, Германия, всегда имевшая максимальные преференции в торговле с Россией. Или Польша, вообще существующая только благодаря доброй воле СССР.
Провокатором войны выступил "император" Франции Наполеон III, мечтавший взять реванш за поражение своего дяди от России и уязвлённый тем, что Николай I не признавал его "братом".
Наполеон III в 1853 году принудил турецкие власти отобрать ключи от Храма Рождества Христова в Вифлееме у Иерусалимского Патриарха (который был их хранителем на протяжении полутора тысяч лет) и передать их католикам. Именно это оскорбление Православия, а не мифические завоевательные планы России, и привело к войне.
Я смеюсь над "восточным вопросом" так же, как и над влиянием русских в Азии. Меня интересует лишь влияние их в Европе, и я хочу положить конец тому господству, которое за последнее время петербургский кабинет приобрёл на континенте,
— заявлял "Наполеон малый".
И сейчас главным ястребом войны выступает всё та же Франция, где никогда не нюхавшая пороха жертва педофила Макрон из безопасного далёка требует воевать до последнего украинца.
Зато, как и 170 лет назад, Россия заручилась дружественным нейтралитетом соседней великой державы, расправляющей свои крылья. Тогда это были США, сейчас — Китай.
Подвиги оружейников
В советской историографии Крымская война представлялась как череда поражений "прогнившего и отсталого царского режима". Рассказывались сказки о бесконечном техническом превосходстве англо-французов над Россией, которое и обеспечило их "победу". На самом деле перед нами типичная антироссийская мифология.
Нарезное оружие англо-французов имело бóльшую дальность только в предельном полете пули. Реальные его дальность и точность не отличались от показателей великолепных русских ружей Тульского завода. Противники России под Севастополем израсходовали более 28 миллионов пуль, убив и ранив 75 тысяч русских.
"Точные" штуцера англичан и французов требовали сотен выстрелов на одно попадание. Русская пехота в Крыму выпустила 16,5 миллиона пуль, нанеся противнику 70 тыс. потерь (за значительную часть потерь, впрочем, отвечала и с той, и с другой стороны артиллерия, которая у русских была великолепной). На массовое применение противником нарезного оружия Россия ответила встречной инновацией — внедрением пули Нейсслера, которая расширялась в стволе ружья и давала точность, не уступавшую нарезной.
Точно так же сейчас мы видим, как разрекламированное передовое оружие Запада — Patriot, Abrams, F-16, ATACMS — никоим образом не смогло повлиять на ход кампании. Просто потому, что русское оружие ничем не уступает лучшим образцам техники из технологически развитых стран с суммарным населением в шесть раз больше нашего.
Во время Крымской войны русский ВПК показал высокую адаптивность и готовность к мобилизации. Когда столице империи Санкт-Петербургу начал угрожать сильнейший в мире английский флот, России срочно понадобились маневренные канонерские лодки с паровым двигателем. Их нужно было построить за несколько месяцев зимы 1854–1855 гг., до начала новой навигации.
В условиях экономических санкций была организована промышленная мобилизация, обучены тысячи работников — и к маю 1855 года, когда ожидался приход вражеских флотов, в строй вошли уже 32 канонерки:
Коли есть сметливость, незнание не беда! С этим убеждением тысячи людей вели неутомимую деятельность. По всей столице, где были хоть какие-нибудь станки, закипела работа. Через два или три дня уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело… Наша сборка машин была похожа на сборку часов: из одной мастерской — циферблат, из другой — стрелки, из третьей — корпус,
— вспоминал организатор этого прорыва инженер Николай Путилов.
Эта задача во многом напоминала современную необходимость производства в короткий срок большого количества беспилотников фактически с нуля.
Справились тогда, справились и сейчас.
Принуждение к миру
Россия в одиночку достойно сражалась против всего Запада, и военный потенциал антирусской коалиции постепенно истощался.
Армия дошла до состояния, терзающего сердце нации... Войска — без крыши над головой, без одежды, без пищи и без амуниции. Из 54 тыс. солдат, снаряжённых как никогда, осталось 14 тыс. Из них лишь 5 тыс. здоровых. Кавалерии не существует,
— заявляли в английском парламенте уже в январе 1855 г. Чтобы одержать решительную победу, Западу надо было мобилизовывать общество и переводить экономику на военные рельсы, к чему тогдашний Евросоюз совершенно не был готов.
Поэтому в марте 1856 года в Париже были подписаны мирные соглашения. Чёрное море объявлялось нейтральным, в нём запрещено было нахождение военных флотов любых государств, включая Турцию. Босфор и Дарданеллы закрывались для военных судов всех иностранных держав. Россия передавала Молдавскому княжеству (а не Турции) часть Южной Бессарабии и устье Дуная, судоходство по которому объявлялось свободным (что било опять же по Турции).
Европа вступала в войну совсем не для этого символического успеха. Поэтому "Парижский мир" был воспринят на Западе как яркая победа русской дипломатии.
Точно такое же уныние мы видим в западных СМИ и сейчас, после встречи Путина и Трампа на Аляске.
Более десяти лет Запад отменял Россию по всем фронтам. Изгнали из G8, выжили из СПЧ, ПАСЕ и десятков других организаций. Отключили от SWIFT. Запретили спорт и культуру. Наложили тысячи санкций.
И что в итоге? Лидеры США и России обнимаются в Анкоридже, а госсекретарь Марко Рубио говорит:
Владимир Путин на протяжении многих лет занимает ключевое место на мировой арене… Он управляет серьёзным ядерным потенциалом.
Страшный удар по антироссийскому лобби.
И ещё более страшный — последовавшая встреча Трампа с Зеленским и европейскими лидерами.
Двусторонняя беседа оказалась вдвое короче, чем получасовая пресс-конференция перед ней. Трамп резко отклонил требование о перемирии перед двусторонними переговорами — его не было и в Крымской войне перед Парижским конгрессом.
Любое перемирие — лишь повод затянуть разговоры для укрепления позиций и перевооружения. Владимир Путин изначально отвергал эту идею — и встретил полное понимание Дональда Трампа. Большие державы говорят на одном языке. Попытки малых внести разлад больше не работают.
Победа
В 1856 году одним из важнейших пунктов мирного соглашения стал возврат к статус-кво в том пункте, с которого война и началась: Иерусалимскому Патриарху вернули ключи от Вифлеемского храма. Идеальная, духовная цель войны была достигнута. И не случайно в списке мирных предложений России, помимо территориальных и политических условий, звучит полное восстановление прав Русской Православной Церкви на всей территории Украины.
А вскоре после Парижа, освободившись от военных угроз, Российская Империя покорила Кавказ и Среднюю Азию. Было проведено выгодное для России разграничение с Китаем и Японией. Русский флот на Атлантике и в Тихом океане прикрыл США от угрозы британской интервенции в годы гражданской войны. Поддержав бисмарковское объединение Германии, Россия отомстила Австрии, а затем Франции.
1 сентября 1870 Франция была разгромлена при Седане, а её император Наполеон III, главный виновник Крымской войны, попал в плен. Два месяца спустя канцлер Горчаков подписал циркуляр, в котором сообщил:
Его Императорское Величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18-го/30-го марта 1856 г., насколько они ограничивают его верховные права в Чёрном море.
Так, сокрушительной дипломатической победой, завершилась Крымская война.