Количество детей с ОВЗ в России растёт и уже приближается к двум миллионам. Это каждый десятый ребёнок. Около 20% из них страдают органическими поражениями ЦНС (ДЦП, РАС), 10% – синдромами задержки психического развития (синдром Дауна, синдром фрагильной Х-хромосомы и др.). В Крыму живёт более 120 тысяч инвалидов, среди них свыше 8 тысяч детей.
Государство предлагает им различные меры поддержки, но большинству подростков с ОВЗ после школы трудно найти работу, друзей и возможность жить полной жизнью. Выход нашли в центре РОСТа в Симферополе. Волонтёры обучают подростков-инвалидов азам рабочих профессий. Всего занятия посещают 104 ребёнка, около 75 из них делают это регулярно.
– Система трудоустройства подростков с инвалидностью крайне сложная. Дети растут, оканчивают школу и оказываются дома без шансов на поступление в колледж и освоение профессии. В Симферополе долгое время им было доступно всего три направления подготовки: «кухонный работник», «упаковщик» и «портной». Но даже с дипломом устроиться почти невозможно. Например, парень окончил колледж по специальности «кухонный работник», но не выдержал темпа работы: скорость – ключевое требование профессии, и без неё возникли травмы. Пришлось уйти. Тогда мы придумали мастерские, где подростки могут безопасно учиться и находить применение своим навыкам, – рассказывает куратор симферопольского филиала Крымской республиканской общественной организации родителей детей-инвалидов «РОСТ» Марина Дерюгина.
Освоить азы приглянувшейся профессии из дома не так-то просто. А когда приходишь туда, где тебя ждут друзья и наставники, всё воспринимается иначе. Мастерские уже дают результаты. Один из ребят, два года занимавшийся здесь шитьём, уже поступил в колледж. Он не только научился строчить идеально ровные швы, но и самостоятельно сшил рубашку, на которую нашёлся покупатель. А ещё рисунки воспитанников центра печатают на открытках, что приносит ребятам первый заработок, пусть и небольшой.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
Сегодня в мастерских четыре направления: графика, выжигание, швейное и гончарное дело. Выбирали их, ориентируясь на интересы детей. Первой появилась швейная и гончарная мастерская, затем подключили графику, а позже – выжигание. Оно неожиданно стало самым популярным направлением, хотя раньше многим казалось «советским пережитком».
– В основном в мастерские ходят мальчики, девочек в три раза меньше. Возможно, именно поэтому швейное дело оказалось наименее востребованным. Родители сразу отсекают его как «не мужское занятие». Хотя швейную мастерскую посещают десять мальчиков, и они с удовольствием делают подушки, игрушки, наволочки. После занятий ребята собираются на кухне за чаем, печеньем и разговорами. В планах – открыть мастерскую флористики, фотостудию и видеолабораторию. Уже сейчас ребята снимают и монтируют ролики: на день рождения одной из учениц даже сделали целый клип, – рассказывает Марина Дерюгина.
Мы заглянули к ребятам и попали на занятие по выжиганию. Педагог дополнительного профессионального образования Нина Петренко работает здесь, потому что и сама воспитывает сына с ДЦП. Она признаётся, что труднее всего заниматься с подростками:
– Нужно найти ключик к каждому. Кто-то по уровню развития кажется взрослее паспортного возраста, кто-то, наоборот, в 30 лет остаётся на уровне 12-летнего. Мы вместе переживаем влюблённости, обиды, учимся договариваться. У каждого свои ритуалы, привычки. С кем-то лучше просто посидеть рядом, другого нужно вовлечь постепенно. Нет одинаковых детей, каждому требуется особый подход.
Нина Викторовна преподаёт ещё и графику. Она вспоминает случай:
– Больше года занимались ассоциативным рисунком, пытались через текстуры и образы показать чувства. Это сложно даже для здорового человека. И вдруг один из учеников присылает мне свою работу: лист А4, заполненный бесконечным движением линий, орнаментов, цветов. Картина буквально «дышала». Тогда я поняла: он услышал и прочувствовал то, к чему я веду учеников весь год. Сейчас он продолжает заниматься графикой.
В соседнем кабинете ребята лепят из глины. Готовые изделия продаются в кафе, выручка идёт на материалы. За 2024 год удалось продать работ на 40 тысяч рублей, но затраты на глину и глазурь составили около 400 тысяч.
– Когда их изделия покупают, они гордятся собой. Это стимул и опыт профессии, – говорит мастер-керамист Татьяна Коренева. – На керамику ходят до 20 человек.
Мы поинтересовались у самих ребят, что им даёт творчество?
– Когда сама что-то сделала, это радость, никакая конфета не заменит! Комплексы уходят, остаётся только удовольствие. Это моя отдушина, – отвечает одна из воспитанниц центра.
К тому же лепка развивает моторику и помогает справляться с подростковыми бурями. Руки заняты – голова освобождается. Родители часто чрезмерно опекают детей с инвалидностью, а здесь они могут научиться самостоятельности.
Многие ребята раскрываются уже после первых занятий.
– Они начинают дружить. Для них важно быть частью коллектива, чувствовать себя нужными. Когда такие ребята оканчивают школу, особенно коррекционную, они часто оказываются дома без активности и общения. Здесь они могут общаться, гулять, влюбляться, пить чай, быть обычными подростками. Празднование дней рождения стало у нас священной традицией: торт, песни, подарки… Для детей это очень важно! Проект включает мастер-классы, которые ведут сами дети. Когда ребёнок выходит в роли ведущего, это придаёт ему уверенности и вдохновения: он не просто участник, а творец, за которым идут другие. У нас есть конкурсы и выставки. Когда ребёнок получает диплом, его глаза сияют. Для кого-то это первая грамота в жизни, и ребёнок расцветает, переживая эмоции признания, – рассказывает Марина Дерюгина.
И таких историй немало.
– Одна девочка с ДЦП посещает все наши мастерские. Занятия даются ей непросто: сильная спастика (патологический тонус мышц. – Ред.), руки устают, зрение слабое. В прошлом году мы подавали её на премию «Преград нет». Мама сомневалась, что она справится, но благодаря её предыдущим достижениям мы дополнили анкету. Девочка не только приняла участие в премии, но и получила грамоту. Это полностью изменило её. Она сделала сложнейшую шкатулку и выжгла на ней рисунок, который придумала сама. Да, она долго отрабатывает навык, но сейчас верит в успех. Все ошибки исправляет, пока не доведёт изделие до идеала.
ОТКРЫТЫ МИРУ
У каждого заболевания своя специфика и свои сложности.
– У нас есть ребята и с ДЦП, и с аутизмом, и слабослышащие, и с синдромом Дауна. Главное – чтобы ребёнок мог идти на контакт. Среди наших воспитанников есть невероятно сложный ребёнок, который не разговаривает и не слышит, но как он великолепно рисует! При этом он не создаёт рисунок сам, а срисовывает. И делает это идеально: цвет в цвет, грубый рисунок он точно воспроизводит, проявляя настоящий талант, – рассказывает куратор.
Аутизм считается трудно идентифицируемым заболеванием: внешне человек кажется здоровым, но ментально он отличается от сверстников.
– Восприятие фактур, текстуры и сложности процесса у таких ребят действительно непростое. Многие аутисты приходят в гончарную мастерскую и сталкиваются с дискомфортом: работа с глиной кажется им грязной и неприятной. Но мы стараемся адаптировать процесс. Пирографическая мастерская, например, сложна сама по себе: здесь нужно подготовить материал, ошкурить его, нанести рисунок. У нас есть два слабослышащих мальчика с синдромом Дауна, которые успешно проходят весь путь, от техники безопасности до покрытия лаком. Они точно знают, как наложить копир, как выбрать рисунок, какую использовать силу нажима. У нас никто не услышит фразу «Твой диагноз не позволяет работать здесь», – отмечает Марина Дерюгина.
В этот момент в кабинет, где мы разговаривали, вошёл один из учеников центра и сказал:
– Здравствуйте, Марина Сергеевна!
– Здравствуй! Ты пришёл на вечернее занятие? – поспешила ответить куратор.
– Здравствуйте, Марина Сергеевна! Как я рад вас видеть, – чётко проговорил он заученную фразу и ушёл.
– Наш ученик с аутизмом. Для него важно проговорить эту речь, – поясняет Марина на наш безмолвный вопрос. – Это его ритуал, а с нашей стороны важно дослушать.
В творческом пространстве часто слышится смех.
– Забавные случаи в этих стенах не редкость. Однажды Кирюша решил подшутить над Ваней и спрятал его теннисную ракетку, пока тот занимался керамикой. Занятие длилось как минимум 45 минут, и Кирюша уже увлёкся другими делами, забыв о своей шутке. Ракетку искали почти полтора часа всей группой, подключая и Кирюшу, а потом просмотрели запись с камер, чтобы понять, как она там оказалась. Кирилл был крайне удивлён, увидев, что именно он её спрятал, – с улыбкой вспоминает наша собеседница.
Есть здесь место и для романтики.
– У нас была невероятно трогательная история, – продолжает куратор. – Влад на 8 Марта каждой девочке принёс тюльпаны. Для многих это был первый букет, который им подарил мальчик. Это было так трогательно! Слёзы, эмоции, восторг... Мы, педагоги, были поражены его поступком и восхищались им.
ЛУЧИ ЧУДА
Помимо педагогов, в центре работают штатный психолог и приглашённые эксперты.
Куратор говорит:
– Специалисты по юнгианской и клинической психологии работают с нами как волонтёры. Детям оказывается мощная психологическая поддержка. Мы приглашаем также ведущих мастер-классов, чтобы ребята знакомились с разными возможностями. Прошлой осенью к нам приезжала команда волонтёров, которая готовит сухие пайки для участников СВО. Они научили детей готовить такие пайки. Одна из наших учениц была настолько впечатлена, что занимается этим до сих пор. В рамках текущего проекта планируем выставки для горожан и мастер-классы, которые дети будут проводить как на базе организации, так и на городских площадках.
Обеспечивать бесперебойную работу такого большого творческого пространства только за счёт энтузиастов едва ли возможно. На помощь приходят государство и всевозможные гранты.
– Мы являемся официальными поставщиками социальных услуг и в рамках выполненных работ получаем компенсацию (от Министерства труда и социальной защиты Крыма. – Ред.). В этом году нас поддержал и фонд «Вклад в будущее». Наш проект, который называется «ПРОСТО Мастерские 2.0», выиграл грант. Он дал нам финансовую поддержку для зарплаты специалистам и закупки материалов в мастерские. Кроме того, мы смогли взять в проект 60 детей, которые посещают мастерские бесплатно: всё оплачивается за счёт гранта. Ранее мы принимали подростков с 14 лет. В этом проекте участвуют дети с 5 лет. И оказалось, что малыши с большим удовольствием включаются в занятия, – отмечает Марина Дерюгина.
Сейчас готовится новое пространство в селе Рисовом (Красноперекопский район). Под нужды РОСТа там обустраивают помещение бывшего детского сада площадью 1 200 кв. м.
– Как только ремонт будет завершён, там появится территория социального проживания, тренировочная квартира, инклюзивный семейный лагерь, – рассказывает наша собеседница.
Филиалы организации открыты также в Бахчисарае, Евпатории, Красноперекопске, Керчи, пгт Ленино, а также в Рисовом. Их главная задача – сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. А вот творческие мастерские пока работают только в Симферополе и Красноперекопске. В пгт Ленино реализуется направление адаптивного спорта, а в Керчи проходит фестиваль «Чудо-лучи».
Диана МАСЛОВА
Ранее мы писали, Как в Крыму развивается инклюзивный туризм