Понедельник, 1 сентября. «Крым 24».
Современные исследования подтверждают, что короткие видеоролики могут вызывать структурные и функциональные изменения в мозге, сообщил RT кандидат психологических наук Николай Воронин.
Эксперт подчеркнул, что регулярный просмотр таких роликов может привести к снижению способности концентрироваться длительное время, повышению отвлекаемости, трудностям с восприятием сложных данных и ухудшению процесса запоминания.
«Зависимость от коротких видео рассматривается исследователями как форма поведенческой аддикции, схожая с игровой зависимостью. Она проявляется в виде неспособности остановиться даже при осознании вреда, тревожности, раздражительности при недоступности контента, необходимости увеличивать время просмотра, а также в виде пренебрежения другими видами деятельности: учёба, работа, хобби отходят на второй план»,В — уточнил Воронин.
Специалист добавил, что четких рекомендаций относительно допустимой продолжительности просмотра коротких видео еще нет, однако существуют общие нормы. Например, подросткам (в возрасте 13–18 лет) рекомендуется ограничиться одним-двумя часами развлекательного контента в сутки. Превышение этого лимита может вызвать увеличение уровня тревожности и снижение учебных результатов.
Воронин также рекомендовал родителям ограничить экранное время у младших детей. Так, детям младше 18 месяцев лучше вообще избегать контакта с гаджетами, а детям от двух до пяти лет можно позволять смотреть качественные программы не больше часа в день совместно со взрослыми.
Чтобы избежать развития цифровой зависимости, эксперт предложил ряд мер:
- установить временные ограничения на использование устройств;
- включать режим монохромного отображения («серые оттенки») для уменьшения привлекательности контента;
- отключать уведомления и удалять приложения с главного экрана смартфона;
- применять поведенческие методы, такие как правило «20–20–2»: каждые 20 минут делать 20-секундную паузу, глядя вдаль, а каждые два часа заниматься физической активностью.
Кроме того, вместо коротких видео Воронин советует отдавать предпочтение другим видам активности: спорту, чтению книг, творческим занятиям и созданию зон дома.
Однако полное исключение коротких видео нецелесообразно, поскольку они способствуют быстрому усвоению новых знаний и развитию творческого мышления. Для повышения пользы от них эксперт предлагает комбинировать короткие ролики с глубокими образовательными материалами, активно обсуждать полученные сведения с окружающими и применять их на практике.
Картинка сгенерирована ИИ