В эфире программы «Мнение» президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич объяснил, почему «Украина» не имеет отношения к наследию Великого княжества Литовского.
«Позиционирование через ассоциацию прибалтийских исследований вполне логично, поскольку нынешняя современная Литва — это одно из трех государств Прибалтики. Все сюжеты, связанные с [Великим княжеством Литовским — ред.] ВКЛ, они сюда попадают. Стоит начать издалека. <…> Если Христос, как вы знаете, «был украинцем», насчет Будды не уверен, но, по-моему, что-то такое тоже читал. Если Черное море «выкопали» опять же жители Украины, а высыпанную землю теперь называют Кавказ, то чего уж тут по поводу ВКЛ удивляться», — сказал Николай Межевич.
Эксперт напомнил, что Литовское княжество в XVI веке было могущественным государством, которое имело некоторое отношение к Литве.
«Великое княжество Литовское имеет название: Великое княжество Литовское, Жамойтское и, пожалуйста, в Киеве не слушайте, и Русское. Статут, т. е. основной закон Великого княжества, написан на языке, который максимально близок из всех существующих форматов к церковнославянскому. Ни к русскому, ни к украинскому, но к церковнославянскому. Жили в Великом княжестве разные люди: и предки нынешних русских, и украинцев, и белорусов, и поляков, и немцев, и молдаван. Государственным языком был старославянский», — отмечает политолог.
По словам собеседника ведущего, в XVI веке Великое княжество включало значительную часть Центральной Украины, но не Львов, Харьков, Донбасс и Крым. При этом украинская знать входила в состав знати Великого княжества.
«Это государство претендовало на особый статус в Восточной Европе, все свои ресурсы растеряло, было поглощено Польшей. Хочется задать вопрос ребятам из Киева: вы действительно хотите в Польшу? Вы уверенны, что вам там будет хорошо, если уверенны, берите часть от того, что вам еще принадлежит, и идите в Польшу, если поляки захотят. Таким образом, на определенном этапе происходила конкуренция двух русско-славянских проектов: литовского, где литовцев было 7% населения, и московско-русского», — заявил гость студии.
Экономист считает, что для современной Литвы Украина является вопросом политической целесообразности, «чтобы побольше украинцев убили побольше русских и наоборот». Никакой альтернативы Вильнюс никогда не представлял для Украины.
«Вот польский фактор наоборот. Войны украинского казачества с поляками невозможно игнорировать. Те гетманы, которые даже служили Польше, далее с Польшей и воевали. Сейчас время непростое, если историк что-нибудь не так сформулирует, то через день он будет отбивать атаку дронов, и тут историческое образование ему никак не поможет», — заключил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований.
В студии программы «Мнение» агентства News Front политолог и экономист, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич и постоянный ведущий программы – Алексей Давыдов
В Раде не поддержали выдвижение Трампа на Нобелевскую премию