Это цитата из валдайского выступления президента Путина. Мировые СМИ пусть и не сразу обратили внимание на две темы – перспективам довооружения Украины и отклику на выступление Путина: не без иронии в том смысле, что Крым стал частью большой России, а Валдай – Большого Сочи
Фото: Tim Evanson , www.flickr.com/photos
Перспектива поставок Украине ракет «Tomahawk» с дальностью 1500–2400 км пока до конца не ясна. Надежды Киева, а заодно наши на этот счет сомнения – сопоставимы. С одной стороны, у США таких ракет немного. И вообще, можно ли кому-то запросто передать оружие, созданное под ядерные боезаряды? Тем более, что Вашингтон и так оказывает Киеву поддержку в уточнении трасс для дальнобойных беспилотников. В распоряжении скорее Вашингтона, чем Киева уже находятся надставленные советские «Нептуны» с дальностью полета в 300 километров.
К тому же запуск ракет Tomahawk требует участия американских расчетов – они в дефиците даже в Америке: их подготовка занимает около двух лет. То есть, конституционно полноправные граждане США могут погибнуть. При непростой внутриамериканской обстановке это вызовет вопросы не только со стороны нам малопонятных страховщиков. В команде Трампа считают, что эти поставки вдрызг испортят отношения Трампа с Москвой и станут стимулом для ее стратегического (общие ядерные силы) сближения с Пекином.
С другой стороны, за поставки американских ракет выступают евронатовцы. Трамп не ищет с ними обострений, ибо опасается подспудного «еврокитайского» сближения: на чьей стороне окажется Москва – Вашингтона или Брюсселя? Вариант «ракеты возьмите, но не стреляйте» – выглядит абсурдом.
В той же прострации упомянут афганский опыт: за 10 лет Америка заплатила более 3 трлн долларов, погибли до 3000 военнослужащих при 20 тыс. раненых. Все кончилось безоглядным бегством US Army с последующей сменой президента Обамы. И без возмещений. Доллар, что ни говори, весомее любой политики.
На западном медиаконтуре «Россия позорно наступает, а Украина, воодушевленная неизбежным поражением Путина, уверенно пятится». По факту взаимные удары достигли пика с начала СВО. Хуже другое: хлопец уже во втором поколении, «якщо не втiк (лучше в далекую Австралию, где бурно растет украинская диаспора), то воюй и мсти москалям». Правда, местная бизнес-политическая элита по сигналу станет хоть прокитайской.
Внимание к «валдайской» речи Путина обращено к отдельным цитатам в ущерб панорамному взгляду. Отмечены его слова про российские беспилотники, которые не могут атаковать Европу, а также комплименты Трампу, несмотря на упоминание им России как «бумажного тигра» (перепутал нас с китайцами). Но вывод таков: комплементарный тон Путина – последнее предупреждение Западу. Акцентировано внимание на общемировых последствиях ударов по Запорожской АЭС и задержании наших танкеров – как поводах для третьей мировой.
В Китае сделан акцент на поставках российского урана в США (налицо ревность), а также на слова Путина о надежде на «полноценные отношения» с Вашингтоном (не за счет ли Пекина?). Процитирована невозможность мирового равновесия без Москвы и лишь во вторую очередь о том, что Запад «не может ждать нападения». Председатель Си свою речь с трибуны ворот Тяньаньмэнь начал с обращения: «Единоутробные братья всего государства» (то есть, КНР и Тайваня). Это в пику раздуваемой в США и Японии угрозе агрессии со стороны Китая.
Третья или даже вторая тема – план Трампа по сектору Газа. Соотношение потерь здесь – более 60 тысяч против 2 тысяч – понятно, в чью пользу. Напоминание об этом Тель-Авив воспринимает как оголтелый антисемитизм. Условия Запада таковы: возвращение, точнее обмен заложников на осужденных палестинцев, демилитаризация Газы (там сотни тысяч стволов), управление сектором без участия ХАМАС. Палестинцы, которых мирили с Израилем уже десяток раз, привычно кивнули, но без конкретики. При этом ХАМАС передаст оружие «будущей палестинской власти» и молчит о йеменских союзниках-хуситах.
Палестину признали уже 15 стран. Это вызвало жесткий протест Израиля и очередной раскол в Штатах: там число приверженцев тех и других впервые сравнялось. На фоне минимального рейтинга Трампа внутренняя повестка явно вытесняет внешнюю.
Зато штаб сухопутных войск НАТО на Севере Европы разместится в финском городе Миккели (в 300 км от Петербурга) и замкнется на объединенное командование альянса в Норфолке (США). В чрезвычайных ситуациях он займется Крайним Севером. Это там, где Севморпуть. Его китайцы называют вторым после своего «пояса».
Изначально решение о присоединении к НАТО подавалось финнам как гарантия их преуспеяния. Но оно делает страну театром военных действий. Особенно при коллизиях вокруг Балтики, которые точно не «театр». Неужели смысл жизни наших соседей состоит в том, чтобы зримо обезлюдить их города вдоль границы с Россией?
Накаляется ситуация вокруг Венесуэлы, которую Штаты обвиняют в транзите наркотиков. На самом деле оттуда в США поступает от 3 до 5 проц. Через те страны, которые севернее, – почти 50 проц. Но президент Мадуро причислен к врагам Америки. Поэтому он формирует общенациональное ополчение. К нобелевской теме вернемся позже.
Ей-богу, ощущение такое, что обо всем этом я уже писал… Скучно на этом свете, господа… Интересно, а как на том
Борис Подопригора, «Петербургский дневник»
Вучич и Додик поздравили «Сербский список» с победой