Конфликты — всегда серьезная помеха для продуктивной работы, но они случаются в каждом коллективе и это нормально. Главное — вовремя его идентифицировать и правильно на него среагировать.
Корреспондент Крымского информационного агентства в беседе с главным внештатным специалистом по психотерапии, кандидатом медицинских наук Минздрава РК Владимиром Строевским узнал, как ужиться с конфликтным коллегой и что делать, если перед вами оказался неадекватный человек.
Прежде чем ответить на эти вопросы, напомним, что любые истории конфликта имеют свои причины. Как показывают результаты исследований, каждый пятый офисный сотрудник хотя бы раз сталкивался с конфликтами на работе. В ряде случаев разногласия заканчивались увольнением: 27% покидали работу по собственному желанию, а еще с 2% работодатели расторгали трудовые отношения из-за конфликтов в коллективе.
Среди причин рабочих «столкновений» лидируют сплетни на работе. На втором месте — доносы начальству со стороны коллег, на третьем — конфликты из-за низкой работоспособности сотрудников.
«Самый правильный шаг — построить диалог и выяснить, можно ли устранить причину. Важно понимать степень включённости человека и оценить, какие риски несёт этот конфликт. Я против “войнушек” на работе. Правда всегда кроется в открытом диалоге. Иногда это сложно, но только так можно устранить корень проблемы», — считает Строевский. Другое дело если перед вами манипулятор, с ним сложнее всего выйти из конфликта. «Манипулятора нужно ловить “за руку”, но стоит помнить: это может усилить конфликт. Помогает только диалог на равных. У специалистов есть протоколы работы в конфликте. Например, “SPIKES” — при сообщении плохих новостей, и “BUSTER” — при общении с конфликтными пациентами. Каждая буква обозначает этап беседы в случае с конфликтными пациентами протокол такой: будь готов, выслушай без осуждения, соблюдай “правило шести секунд”, попроси рассказать больше, сопереживай и подтверждай, а в ответе используй конструкцию “хотелось бы”», — рассказывает психотерапевт. В качестве работающего метода, специалист привел ещё одно правило. «Если Вас оскорбляет или повышают голос нужно помнить, что это не о вас и не из-за вас, а это разговор о чужих чувствах», - рассказал Строевский.Психологические приёмы самозащиты
Есть и другие методы, которые помогают эмоционально отстраниться от агрессивного собеседника: можно мысленно отделить себя от него прозрачной стеной или представить, что собеседник находится в аквариуме, а вода, которая его окружает, поглощает все его оскорбительные слова. Тот же психологический эффект вызовет образ вентилятора, который вы включили, чтобы сдувать обидные слова обратно оппоненту.«Еще в момент конфликта можно разглядывать оппонента: негативные слова неприятного собеседника воздействуют на слух, и следует зафиксировать внимание на зрительном восприятии обидчика. Действует и визуализация противника: представьте раздражающего вас человека в какой-нибудь совершенно другой ситуации, желательно смешной и нелепой», - такой способ предлагают психологи.
Отдельной рекомендацией после пережитой стрессовой ситуации может стать массаж или вкусная еда (особенно содержащие антистрессовые вещества бананы, мороженое и рыба), заваривание чая. «Можно изо всех сил потереть ладони, пока они не станут горячими, растереть уши. Это нужно, чтобы снять напряжение и сосредоточиться на работе», -говорят специалисты. Многие задаются вопросом, как себя вести, если вдруг к вам подошел не совсем адекватный человек. Первое, чего точно не стоить делать называть человека «психически больным», второе — не убегать в панике. «У нас есть закон о психиатрической помощи и понятие презумпции психического здоровья. Поэтому не стоит каждому незаурядному человеку приписывать психиатрический диагноз. Если на улице вы сталкиваетесь с человеком, который ведёт себя странно или представляет потенциальную угрозу, нужно избегать открытой конфронтации и спокойно отойти в сторону», — объясняет Строевский. Если отойти невозможно, нужно обратиться за помощью — к окружающим или в правоохранительные органы. «Безопасность — приоритет. Право на защиту есть у каждого. Если диалог всё же продолжается, не стоит спорить или говорить “нет”. На многие фразы лучше отвечать утвердительно, но поступать по-своему — это помогает избежать эскалации», - советует эксперт.Читайте новости Крыма первыми в нашем Telegram-канале и даже когда не работает мобильный интернет в национальном мессенджере MAX.