16 октября в Московском центре качества образования состоялось торжественное награждение победителей и финалистов XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2025», организованного Министерством просвещения Российской Федерации.










В федеральном этапе конкурса приняли участие детские сады, школы и организации отдыха детей и их оздоровления из 67 регионов России. Финалисты прошли отбор и презентовали работу своих образовательных организаций.
«Конкурс – это мощный импульс для развития системы образования, свидетельство зрелости нашего педагогического сообщества и его готовности решать самые сложные задачи. За этими победами – ежедневный, кропотливый труд тысяч людей: учителей, дефектологов, логопедов, психологов и, конечно, родителей. Труд, который невозможно измерить только часами или методиками, потому что его главная мера – детские судьбы», – отметила, обращаясь к финалистам, заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Анна Кузнецова.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская подчеркнула, что «проведение конкурса является ступенькой к процессу построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека, независимо от его особенностей, становится безусловным приоритетом и нормой жизни».
Лучшей инклюзивной школой стал лицей № 78 «Фарватер» (г. Казань, Республика Татарстан), второе место заняла Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1 (п. Маслянино, Новосибирская область), третье место – школа «Взлет» (г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В номинации «Лучший инклюзивный детский сад» лучшим признан детский сад № 92 (г. Орел, Орловская область), второе место занял детский сад «Кораблик» (структурное подразделение школы № 19 им. Героя Социалистического Труда А.С. Федотовой, г. Новокуйбышевск, Самарская область), третье место – дошкольное отделение школы № 12 (г. Подольск, Московская область).
В номинации «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления» лучшим признано государственное автономное учреждение «Содействие детскому отдыху» (г. Курган, Курганская область), второе место занял детский оздоровительный лагерь «Мирас-Наследие» (Айшинское с. п., Республика Татарстан), третье место – детский оздоровительный лагерь имени Ю.А. Гагарина (г. Евпатория, Республика Крым).
Лучшей ресурсной организацией признана Екатеринбургская школа № 3 (Свердловская область), второе место заняла школа-интернат № 2 (г. Хабаровск, Хабаровский край), третье – Центр образования «Родник знаний» (г. Энгельс, Саратовская область).
Напомним, что Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта в этой сфере.
Оператором конкурса традиционно выступает Московский государственный психолого-педагогический университет.
Конкурс позволяет выявить лучшие практики инклюзивного образования, активизировать работу образовательных организаций по включению детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в систему общего образования.