14-летние диверсанты и неотвратимость наказания
В интервью «Свободной прессе» прокомментировал инициативу о снижении возрастного порога в плане наказания за диверсионно-террористическую деятельность.
Депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за диверсионно-террористическую деятельность, снизив возрастную планку ответственности за преступления до 14 лет.
В настоящий момент наступление уголовной ответственности предусмотрено с 16-летнего возраста, однако за совершение ряда преступлений наказывают с 14 лет. Среди них: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение, изнасилование, теракт, обучение терроризму и так далее.
— Это законодательная новация военного времени, — отмечает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— И на мой взгляд, в этом вопросе исходить надо именно из этого. Безусловно, в то время, когда страна ведет экзистенциальную борьбу за свое будущее, будут ужесточаться наказания за диверсионную, террористическую, либо другую деятельность, направленную против нашей страны. И в этом смысле неважно: совершеннолетним или несовершеннолетним гражданином совершаются правонарушения.
«СП»: Что именно, по-вашему, можно считать «диверсионной деятельностью»? Нужно ли расширить этот список?
— А вот это очень важный вопрос. Неважно, что здесь думаю я. Важно, что думает Уголовный кодекс Российской Федерации. А там четко прописано, что такое диверсионная деятельность. Это в том числе и поджоги, взрывы и так далее.
«СП»: Много ли 1415-летних у нас вовлечено в диверсионную деятельность?
— Я думаю, мы с вами об этом не узнаем, как минимум до окончания специальной военной операции. Полные цифры никто никогда публиковать не будет в силу сегодняшней геополитической ситуации.
Но о том, как работают украинские спецслужбы в нашей стране страны, мы можем судить, исходя из официальных сводок управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Ну и давайте не забывать о том, что нынешние 1415 летние ребята, это достаточно ранние индивиды. Они активны, у них уже есть какая-то своя гражданская позиция. Глупо полагать, что 1415-летних ребят интересуют только компьютерные игры. Это абсолютно не так.
«СП»: Что изменит ужесточение уголовной ответственности?
— Во-первых, это закроет законодательный пробел. Во-вторых, теоретически, возможно, неотвратимость наказания остановит каких-то потенциальных несовершеннолетних правонарушителей от того, чтобы сломать себе жизнь в столь юном возрасте.
«СП»: А наказание вплоть до п/ж за вовлечение что-то изменит?
— Из того, что на виду — это удовлетворит запрос общества на справедливость. А этот запрос обострен в силу специальной военной операции. И это нормально.
Потому что в то время, когда одни борются за Россию с оружием в руках, другие (их единицы) совершают диверсии, террористические акты, сотрудничают с враждебными спецслужбами. Общество требует наказания этих людей.
«СП»: Может, есть иные способы уберечь наших детей от этого?
— Конечно, действовать исключительно ужесточением наказания нельзя. Необходимо заниматься предотвращением террористических угроз в молодежной среде и профилактическими мерами.
Нужно говорить с молодыми людьми на их языке, без канцеляризмов, словесных штампов и риторики начала XX века.