2. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей».
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила).
Продавец обязан предоставить следующую информацию о товаре (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей):
- правила и условия надлежащего использования автомобиля;
- основные потребительские свойства и технические характеристики: например, тип двигателя, габаритные размеры, вместимость салона, скоростные особенности, сведения о том, есть ли у автомобиля недостатки и неисправности и какие именно;
- цена в рублях и условия покупки (кредит, рассрочка и т.д.);
- гарантийный срок (от изготовителя или тот, который вы установили сами);
- наличие пробега, ремонта.
Информация об автомобиле предоставляется в виде технической документации, руководства по эксплуатации, прайс-листа. Их можно разместить на сайте, в офисе продаж на информационных стендах, в буклетах и листовках (п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, продавец должен предоставить покупателю возможность самостоятельно или с его помощью ознакомиться с автомобилем. На торговом объекте, находящемся в свободном доступе, не допускается ограничивать покупателя в поиске и получении информации в любых формах из любых источников (в том числе фотографирование автомобиля), если такие действия не нарушают закон (п. 2 Правил).
Договор купли — продажи составляется в простой письменной форме без нотариального заверения. Обязательно включает:
данные сторон; характеристики автомобиля; стоимость и порядок оплаты; гарантии продавца; сроки передачи имущества.
После того как сама покупка уже состоялась продавец обязан в присутствии потребителя проверить качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также комплектность товара (п. 44 Правил). Также покупателю нужно показать автомобиль, дать ему осмотреть его самостоятельно.
Передать автомобиль нужно строго со всеми принадлежностями и документами (п. 43 Правил). К их числу относятся:
-договор купли-продажи (ДКП);
-акт приёма-передачи (опционально);
-паспорт транспортного средства (ПТС);
-свидетельство о регистрации (СТС);
-квитанция об оплате;
-сервисная книжка (при наличии);
-гарантийный талон (для новых авто);
-диагностическая карта (для подержанных).
Рекомендации для безопасной сделки:
1. Проверьте ПТС— сверьте данные, убедитесь в отсутствии обременений.
2. Изучите договор— все условия должны быть чётко прописаны.
3. Запросите отчёт о предпродажной подготовке— подтверждение проведённых работ.
4. Проведите независимую диагностику— даже при наличии дилерского заключения.
5. Фиксируйте договорённости— включая устные обещания продавца.
Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования входят в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 924.
В отношении технически сложных товаров потребитель в случае обнаружения в них недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме того, потребителям следует учесть, что согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам надлежащего качества, обмену и возврату не подлежат.
Особенности дистанционной покупки
Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы, номерные агрегаты к ним (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина), коробка передач, мост), кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства относятся к тем товарам, которые не подлежат обмену при надлежащем качестве (см. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Поэтому продавец имеет полное право отказать покупателю в обмене.
Однако это правило не работает при дистанционном способе продажи автомобиля (п. 45 Правил). В этом случае обмен возможен, если сохранены потребительские свойства автомобиля, его товарный вид и документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у покупателя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.
При этом продавец не вправе включать в договор купли-продажи условие о запрете возврата и обмена автомобиля в случае дистанционной покупки.