23 октября в рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин в режиме видео-конференц-связи дал старт движению транспорта на дорожных объектах сразу в шести субъектах Российской Федерации.
Это федеральные объекты: два капитально отремонтированных участка трассы Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан, реконструированный участок км 1121 – км 1142 автодороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан в Республике Саха (Якутия), капитально отремонтированный участок со 138-го по 139-й км трассы А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола» в Вологодской области.
Кроме того, введены в эксплуатацию два искусственных сооружения, реализованных по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» – путепровод через Транссибирскую железную дорогу в поселке городского типа Серышево Амурской области и реконструированный мостовой переход через реку Ик в составе автодороги Октябрьский – Уруссу в Республике Башкортостан. Также дан старт движению по капитально отремонтированному участку км 0 – км 33 региональной автомобильной дороги 43 ОП РЗ 43А-15 Райгородка – Славяносербск – Михайловка в Луганской Народной Республике.
Обращаясь к участникам церемонии, Марат Хуснуллин отметил высокий темп обновления дорожной инфраструктуры и важность его дальнейшего поддержания в рамках реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Спикер акцентировал внимание участников церемонии на задачах, поставленных Президентом и Правительством РФ. В их числе – доведение до конца 2030 года показателя автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 85 %, увеличение доли дорог опорной сети в нормативе до 85 %, а такого же показателя у региональных трасс – до 60 %.
«Автомобильный транспорт стабильно занимает первое место в стране по объемам грузоперевозок и по сравнению с другими видами транспорта обеспечивает ежегодный прирост. Этому способствует не только доступность и экономическая эффективность, но и высокий темп обновления дорожной инфраструктуры. Наша общая задача – сохранить его при реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни». Правительством актуализирован план дорожной деятельности на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Стратегическая задача – в условиях роста автомобилизации, повышения интенсивности движения и мобильности населения обеспечить бесшовную логистику в рамках опорной сети, чтобы как можно больше наших граждан могли воспользоваться качественными дорогами и удобными маршрутами. Они сокращают время в пути, связывают города и регионы, повышают безопасность дорожного движения. География объектов, которые открыли сегодня, обширна: это Амурская и Вологодская области, республики Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия), Луганская Народная Республика. Благодарю всех причастных к этому замечательному событию. Это очередной важный шаг в повышении качества жизни наших граждан. Благодарю организаторов в лице Росавтодора, губернатора Ставропольского края и его команду за хорошую подготовку выставки», – сказал Марат Хуснуллин.
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков поблагодарил всех, кто внес вклад в реализацию открываемых сегодня дорожных объектов, обратив внимание на широкую географию реализованных проектов и их социальную значимость.
«Автодорога Р-217 «Кавказ» – это маршрут для пропуска транзитного транспорта в страны Закавказья и главная транспортная артерия, связывающая крупные населенные пункты региона. Трасса Р-217 «Кавказ» является частью международного транспортного коридора «Север – Юг». В Дагестане ее протяженность составляет 274 км – от Чеченской Республики до границы Российской Федерации и Азербайджана. И модернизация этой дороги играет стратегически важную роль», – отдельно подчеркнул Роман Новиков, переходя к объектам открытия.
Значимый итог капитального ремонта участков с 739-го по 754-й км и с 889-го по 905-й км федеральной трассы Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан – перевод двухполосных участков автодороги «Кавказ» в четырехполосное исполнение.
Директор филиала подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» в г. Махачкале Адильбий Тотурбиев рассказал, что за последние три года федеральными дорожниками выполнен капитальный ремонт с расширением до четырех полос движения участков автодороги общей протяженностью 61 км. Он подчеркнул, что сегодня в эксплуатацию будут введены еще 17 км трассы Р-217 «Кавказ», также продолжаются работы на еще 10 км автодороги. Кроме того, активно ведется строительство ранее упомянутых обходов городов – Хасавюрта и Дербента. Также разработана проектная документация для строительства обхода Махачкалы и капитального ремонта 73 км трассы Р-217 «Кавказ». По окончании этих работ вся протяженность трассы «Кавказ» в пределах Дагестана будет расширена до четырех полос.
В ходе работ на участке с 739-го по 754-й км между Хасавюртом и Махачкалой, которые начались в мае 2022 года, дорожники расширили и укрепили земляное полотно, устроили прочное основание и слои асфальтобетона, способные выдержать высокие транспортные нагрузки. Всего отремонтировали 23 примыкания и пересечения, заменили 19 водопропускных труб. На всем протяжении отрезка установили барьерное ограждение по оси и краям проезжей части, новые дорожные знаки, а также нанесли разметку из термопластика.
В рамках капремонта участка трассы для жителей населенных пунктов Эндирей, Тотурбийкала и Новое Гадари также благоустроили пешеходную среду: заменили 231 опору наружного освещения, установили шесть автобусных остановок с автопавильонами и комфортными зонами посадки, построили пешеходные дорожки и тротуары.
В свою очередь, в ходе работ на участке км 889 – км 905 между Избербашем и Дербентом специалисты дорожного хозяйства произвели расширение и укрепление земляного полотна, выполнили дальнейшее устройство надежного основания автодороги и уложили слои асфальтобетона.
Кроме того, дорожники отремонтировали 23 примыкания и пересечения со второстепенными трассами, укрепили обочины, устроили переходно-скоростные полосы для комфортного съезда к населенным пунктам Герга, Новые Викри, Краснопартизанск и Дружба.
Безопасность дорожного движения на данном участке автодороги значительно возрастет за счет устройства разделительного металлического барьерного ограждения, новых дорожных знаков и направляющих элементов, а также благодаря монтажу светофорных объектов и нанесению разметки из термопластика. Помимо прочего, установлены 15 автобусных остановок с автопавильонами, построены пешеходные дорожки и тротуары.
Ожидаемый итог капитального ремонта – увеличение пропускной способности участка автодороги до 35 тыс. автомобилей в сутки и, как следствие, развитие логистического потенциала.
Развитие транспортных артерий Дальневосточного федерального округа находится в фокусе первоочередного внимания Федерального дорожного агентства. Безусловно, приведение в нормативное состояние таких трасс как «Колыма», «Уссури», «Амур» – это залог пространственного развития Российской Федерации и огромный вклад в укрепление экономических связей с дружественным странами.
Масштабным достижением является и ввод в эксплуатацию реконструированного участка км 1121 – км 1142 федеральной автодороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан в Республике Саха (Якутия). Работы на одном из наиболее опасных участков трассы – «Нерском прижиме», проходящем между горным массивом и рекой Нерой, велись в несколько этапов. Первые два этапа работ протяженностью 11 км были завершены в 2024 году, а ввод в эксплуатацию нынешнего участка (третий и четвертый этапы) протяженностью чуть более восьми км осуществлен с опережением графика.
Заместитель начальника ФКУ Упрдор «Вилюй» Антон Соколов отметил, что благодаря выполненным работам категория дороги повышена до IV, что обеспечило значительное повышение стандартов ее эксплуатации и безопасности. «Нерский прижим» был известен, как место повышенной опасности с узкой проезжей частью, где ранее фиксировались случаи перерыва движения. Реконструкция участка автодороги общей протяженностью 19 км позволила полностью устранить эту проблему.
Более 100 дорожников, задействованных на объекте, досрочно выполнили впечатляющий объем работ. Так, разработано более 700 тыс. квадратных метров грунта при устройстве выемки и свыше 800 тыс. его квадратных метров при формировании земляного полотна.
Для повышения устойчивости дорожного полотна устроена дорожная одежда с переходным типом покрытия из щебеночно-песчаной смеси. В свою очередь для защиты откосов от размыва выполнено укрепление каменной наброской.
Особое внимание уделено защите дороги от водной эрозии: для исключения размыва земляного полотна рекой Нерой устроено 33 полузапруды, а для эффективного отведения поверхностных вод смонтировано 34 металлических гофрированных трубы диаметром от полутора до трех метров. Также построен новый мост через ручей Дар общей длиной порядка 29,1 погонных метров.
Для повышения комфорта и безопасности водителей обустроена специализированная стоянка для остановки с зоной отдыха. На всем протяжении участка установлены новые ограждающие устройства, дорожные знаки и сигнальные столбики.
Еще один федеральный дорожный проект – капитально отремонтированный участок со 138-го по 139-й км трассы А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола» в Вологодской области.
Ранее движение на данном участке трассы осуществлялось по т-образному перекрестку со светофорным регулированием. Главный инженер подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Холмогоры» Алексей Андреев подчеркнул, что в результате капитального ремонта выполнено строительство кольцевой транспортной развязки с расширением проезжей части с двух до четырех полос движения. В ходе работ специалисты дорожного хозяйства устроили разделительную полосу движения, барьерное ограждение между встречными транспортными потоками.
Как на кольце, так и на подъездах к нему устроено электроосвещение. В целях обеспечения безопасности установлена специальная сетка для защиты от выхода животных на проезжую часть. Кроме того, произведена замена водопропускных труб, установлен 71 дорожный знак, нанесена горизонтальная дорожная разметка.
Примечательно, что данное пересечение является выходом из промышленной зоны города Череповец. Кроме того, трасса А-114 в целом играет важную роль, поскольку связывает субъект с Ленинградской областью, портами и городом Вологда. Итог реализации работ – оптимизация транспортного потока, сокращение заторов и времени в пути к значимым социальным объектам региона.
В рамках церемонии введен в эксплуатацию значимый региональный дорожный проект – путепровод через Транссибирскую железную дорогу в поселке городского типа Серышево Амурской области.Заместитель председателя Правительства Амурской области Павел Матюхин выразил благодарность Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральному дорожному агентству за содействие в развитии региона.
Путепровод в Серышево начинается на 1 км автомобильной дороги Серышево – Поляна и выходит на улицу Полевую в поселке городского типа Серышево. Протяженность объекта с подъездами ? 2,97 км, из них почти 90 погонных метров – сам путепровод.
Строительство путепроводов через Транссиб необходимо для обеспечения круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств на одноуровневых пересечениях автомобильных дорог, а также для развития транспортной инфраструктуры области. Ввод в эксплуатацию нового путепровода в Серышеве обеспечит транспортное сообщение между военным городком и залинейной частью поселка.
Стоимость данного объекта 1,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета привлечено 869,4 млн рублей.
Благодаря федеральной поддержке в Амурской области идет активная работа по возведению путепроводов через Транссиб. Так, близится к завершению строительство путепровода в Новобурейском, еще одно сооружение возводится в Белогорске по национальному проекту «Инфраструктура для жизни».
Еще одно не менее значимое искусственное сооружение, реализованное по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» – это реконструированный мостовой переход через реку Ик в составе автодороги Октябрьский – Уруссу в Республике Башкортостан, расположенный на границе с Республикой Татарстан. Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров акцентировал, что работы на объекте завершены с опережением графика.
Протяженность сооружения — 238,5 пог. м, еще 431,5 пог. м составляют подходы к нему. Примечательно, что до реконструкции мост находился в аварийном состоянии. Строительно-монтажные работы начались в 2024 году, за это время специалистам дорожного хозяйства удалось решить масштабный объем задач. Это устройство опор, монтаж и омоноличивание балок пролетного строения, шкафных стенок, сопряжения, выравнивающего слоя, а также гидроизоляции и, конечно, верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Кроме того, дорожники установили металлические перильное и барьерное ограждения, обустроили освещение. На мосту предусмотрены тротуары для пешеходов, что повышает безопасность для всех пользователей инфраструктуры.
Мост через реку Ик обеспечит бесперебойное транспортное сообщение между двумя Республиками – Татарстан и Башкортостан. Кроме того, этим маршрутом ежедневно пользуются местные жители, проезжая по автомобильной дороге Октябрьский – Уруссу к местам работы, учебы и к социально значимым учреждениям. Предполагается, что после реконструкции интенсивность движения на этой дороге достигнет 4 тыс. автомобилей в сутки.