Как командир САУ с позывным Стужа-22 выбивал украинских неонацистов из Мариуполя

Как командир САУ с позывным Стужа-22 выбивал украинских неонацистов из Мариуполя

В Российской армии старший сержант Павел несёт службу уже 10 лет и на полпути останавливаться не намерен – будет и дальше с честью выполнять свой воинский долг на благо Родины.

Командир САУ с позывным Стужа-22 выбивал украинских неонацистов из Мариуполя.

Новый крымчанин

Примечательно, что наш герой родился в Узбекистане, но по государственной программе возвращения соотечественников в Россию вместе с родными в 20 лет переехал в Мордовию, откуда его корни.

– Гражданство получил, на учёт встал, призвали на срочную службу. Послужил, демобилизовался, поискал работу, а поскольку в регионе работы немного, то ничего достойного не нашёл. Проходить срочную службу мне, в принципе, понравилось, и я решил вернуться в армию, – коротко рассказывает он о своём пути в ряды ВС России.

События Крымской весны произошли ещё до срочной службы Павла, однако он, как и многие, следил за новостями. Происходящее в некоторой степени даже повлияло на его выбор стать военным.

– Гордость брала за то, как произошла эта маленькая, но спецоперация. И что всё получилось: это не был хаос, а «зелёные человечки» взяли всё под свой контроль. Это, можно сказать, бренд уже. И видео, как вертолёты пролетали над морем, как техника шла, – от него захватывало дух! Эта армия, большие подразделения!.. Как организованно всё это произошло, серьёзно и профессионально, – объясняет он, почему захотел быть частью всего этого.

Поэтому когда поступили предложения из разных подразделений, в том числе наиболее близких к дому, то свой выбор Павел остановил на Крыме.

– Во-первых, я люблю жаркий климат: его мне легче переносить. Здесь я ещё никогда не был, а хотел всегда. У меня родители сюда ездили и рассказывали много о полуострове. Ну и почему бы нет, раз такой шанс выпадает! В 2016 году переехал сюда. Считай, уже крымчанин, ведь большую часть жизни прожил здесь, – рассказывает он.

На Мариуполь!

Находясь в непосредственной близости к Донбассу, сложно было оставаться равнодушным к тем злодействам, которые совершали украинские боевики в отношении донетчан и луганчан. Дипломатические усилия разрешить возникший конфликт не дали результата – из-за двурушничества западных переговорщиков и постоянных нарушений Киевом достигнутых договорённостей. И вот очередная попытка украинских националистов усмирить непокорный Донбасс...

Как рассказывает Павел, на фоне происходящего плановые тренировки на полигоне заметно отличались по своему характеру. Россия дала понять недоброжелателям, что в случае очередной эскалации встанет на защиту мирного населения многострадального региона.

– Была информация, что они должны были и на нас напасть, на Крым. Тут моя семья, тут наша земля... Поэтому я считаю правильным решение ударить первыми, начать спецоперацию. Как сказал наш Президент, если драки не избежать, надо бить первым, – отмечает Павел.

Для него день икс начался ранним утром недалеко от Армянска, когда наша артиллерия ударила по позициям готовившегося к наступлению противника.

– Мы не стали заходить на херсонское направление, а перегруппировались и поехали через Джанкой. Оттуда стали заходить ночью на Мелитополь.

– Провокаций не было. Когда через село на аэродром заходили, видели гражданских людей в окнах. Бабушка, помню, выходила со словами благодарности: «Спасибо, что вы зашли! Всё это уже надоело нам...»

Тогда в активных наступательных действиях артиллеристы не участвовали, но вскоре поступила команда идти под Мариуполь.

– Задача у нас была – сковать действия противника, не дать ему вольготно чувствовать себя, перемещаться по улицам, домам, иметь открытые огневые точки. Нам давали цель – мы её в полном объёме отрабатывали. Работали очень интенсивно. Первую неделю вообще из орудий не вылезали – только когда подвозили боекомплект. На одну цель уходило по 10 снарядов и больше. Нам сказали, что будет идти наша пехота, надо её прикрыть. Опять-таки было боязно стрелять: свои же идут, и не дай Бог… Какая ответственность на нас была! А мы всё проконтролировать тоже не можем…

Били «элиту»

В его расчёте никто ранее в боевых действиях не участвовал, поэтому командиру орудия было немного тревожно, как поведут себя его подчинённые. Но бойцы не подвели – побороли страх, работали на совесть.

– Я, честно говоря, был приятно удивлён, потому что сомневался – не в плане подготовки, а насчёт моральных качеств, что кому-то будет боязно. Но нет, все справились. Молодцы, работали слаженно, что дало, в принципе, свои результаты, – отметил Павел.

Расчёт выполнял опасные и ответственные задания. Когда украинские националисты были выдавлены в промзону Мариуполя, то выкуривать их из укрепов приходилось прямой наводкой. За свои решительные действия Павел получил медаль «За отвагу».

– Приходилось стрелять и откатываться, пережидать. Разведка докладывает, что можно, выезжаем опять, стреляем – так в тандеме с другими подразделениями работали, – рассказывает Павел.

Враг пытался огрызаться, но в конце концов выполз с поднятыми руками изо всех щелей.

– Да, мы знали про наёмников и про нацбаты. Про Айдар* и Азов* (признаны в России террористическими и экстремистскими организациями и запрещены. – Ред.), которые там дислоцировались. И форму их находили неоднократно. Регулярных войск, именно ВСУ, там мало было. Какое-то подразделение морской пехоты оказалось в этой «Азовстали» с нацбатами. Хоть они сами себя называют «элита», но я так не считаю. Лучше нас были подготовлены? Может быть. Но если бы они были элитой, то нашли бы выход из той ситуации. А раз они не смогли, значит, и не было ничего особенного, – отмечает он.

В такие сложные моменты, каким было освобождение Мариуполя, духом и силой воли всегда крепче русский солдат. А ещё, по мнению нашего собеседника, стойкости и мужества каждому бойцу придаёт славная история нашей страны, прежде всего пример героев Великой Отечественной войны.

– Мы ведь тогда собрали все свои силы, дали отпор и ещё до-шли до самого Берлина. Посрамить дедов наших – хуже этого ничего быть не может! Опять-таки, что тогда с фашистами и нацистами боролись, что сейчас…

Учиться на лету

К сожалению, досадное ранение помешало принять участие в последующих баталиях. Сказались напряжённая работа, недосып, моральная нагрузка на каждого из артиллеристов.

– Наводчик поспешил. Орудие маленькое, поэтому ноги не успел убрать, точнее, успел бы, если бы стреляли по команде. Винить его в этом смысла не вижу: работа была очень интенсивная, не спали очень много, работали круглосуточно. Любой другой бы мог также ошибиться. Благо, что вышло так, а не иначе, – рассказывает старший сержант.

Доктор в Ростове сообщил Павлу, что травма сложная и собрать колено будет проблематично, но в очередной раз врачи делают буквально невозможное.

– Вся чашечка просто раздроблена была, поэтому огромное спасибо волгоградским хирургам и травматологам. Честно сказать, я в этом ничего не понимаю, но они собрали, восстановили мне ногу, – с благодарностью говорит наш собеседник.

Хоть и с палочкой, аккуратно, чтобы не давать травмированной ноге слишком большую нагрузку, но старший сержант продолжает исправно нести службу, в том числе передаёт свой опыт вновь прибывшим артиллеристам. За время спецоперации военная наука претерпела множество изменений.

– Мы учились ещё по советским учебникам. Раньше не было тех средств поражения, которые сейчас: этих БПЛА, квадрокоптеров, мобильных РЭБ и прочего. К этому всему надо приспосабливаться. Тактика меняется, ведь ты уже не выйдешь в поле открыто и не начнёшь стрелять, как это можно было делать раньше. Приходится одним-двумя орудиями работать из какой-то лесополосы, из неподготовленной позиции, ориентироваться на месте. И делать это очень быстро. Потому что если тебя засекли, то до твоего поражения пройдёт очень короткое время – благодаря этим дронам, которых сейчас огромное количество, – объясняет Павел.

В Мариуполе ему тоже приходилось наблюдать кружащийся «Байрактар», но благо ПВО вовремя ликвидировало угрозу.

– Нам вреда не нанесли, но понял, что надо считаться с этим оружием, – говорит он.

Поэтому в нынешних реалиях вспоминается суворовская мудрость о том, что время драгоценнее всего, и схватывать знания приходится на лету.

– Учиться на ходу, учиться на тренировках, учиться в бою. Если ты будешь работать по старым шаблонам, то тебя не станет. Приходится проявлять смекалку, приходится придумывать прямо на бегу, учиться, – подчёркивает Павел.

Обратить хунту в пепел

Конечная цель определена главнокомандующим – денацификация и демилитаризация Украины. Наш собеседник согласен, что военная машина, в которую превратилось соседнее государство по воле западных стран, должна быть остановлена и превращена в груду металла.

– Этот нацистский режим надо искоренять, потому что соседи нам такие не нужны: жить они нам спокойно явно не дадут. Попрание русского языка и всего русского, что там было или ещё осталось, – это неприемлемо, я считаю. Ненормально даже, – рассуждает Павел. – Смена правящего режима на Украине в первую очередь для этого нужна. И уже с ними устраивать какие-то нормальные отношения, чтобы они нам не были врагами. Не обязательно войной испепелять всю Украину. Можно сделать теми же переговорами, но было бы с кем их вести. Судя по новостям, они не хотят этого. Им нужна война, им нужна власть.

* признаны в России террористическими и экстремистскими организациями и запрещены

Борис СЕДЕНКО

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей