В процессе формирования и развития гражданского общества в местном самоуправлении была создана особая форма народной демократии - уличные комитеты, основной задачей которых являлось привлечение жителей к решению вопросов обеспечения санитарного порядка и благоустройства на территории уличного комитета. На законодательном уровне не предусмотрено муниципальных правовых актов, регулирующих правовое положение, порядок создания и деятельности уличных комитетов, их права и обязанности, основы управления и возможные формы их поддержки органами местного самоуправления.
В практике муниципальных правовых актов сложились два подхода к пониманию уличного комитета:
1. Уличные комитеты могут (и должны) входить в систему территориального общественного самоуправления (далее – ТОС). В этом случае они являются первичным звеном самоуправления улиц частного сектора, коттеджной застройки, многоквартирных домов, жилого микрорайона, одной или нескольких улиц (безотносительно к индивидуальной застройке), переулков и пр. на территории населенного пункта. Именно такой подход предусмотрен законодателем в статье 50 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
2. Уличный комитет - это орган самоуправления в районах индивидуальной жилищной застройки. Они не входят в структуру органов ТОС, функционирующих на соответствующей территории.
В связи с изменением законодательства уличные комитеты по решению самих граждан должны определиться, какой вариант более приемлем.
Создание ТОСов идет в соответствии с новым видением и новым законодательством.
Плюсы создания ТОС:
- Вовлечение граждан в решение социально-экономических проблем территорий. ТОС помогает выявлять проблемы в организации жизнедеятельности территорий, выстраивать диалог общества и государства.
- Участие граждан в благоустройстве своих территорий. ТОС может получать средства из бюджетов для реализации проектов, которые жители считают необходимыми.
- Формирование культуры участия в собраниях граждан, принятии решений, общественного контроля и самоконтроля.
- Эффективное взаимодействие с органами местной власти. ТОС может выступать индикатором эффективности принятых на местном уровне решений и реализации социальных программ.
Минусы создания ТОС:
- Необходимость администрирования деятельности. Включает расходы на содержание органов ТОС, уплату взносов, участие в собраниях и другое.
- В случае регистрации ТОС в качестве юридического лица — необходимость уплаты налогов и сборов, возможность привлечения к административной ответственности руководства ТОС за нарушения законодательства.
- Отсутствие грамотной поддержки муниципальных образований. Без поддержки идея создания и функционирования ТОС может не реализоваться.
Регистрация ТОС
Если ТОС не получает статус юридического лица.
Процедура включает несколько этапов:
1. Создание инициативной группы. В неё могут входить граждане, проживающие на определённой территории и достигшие 16 лет. Количество членов группы не регламентировано и определяется самостоятельно.
2. Установление границ ТОС. После проведения предварительных организационных мероприятий по определению предполагаемых границ территории ТОС, нужно подать заявление в Администрацию города Феодосии Республики Крым (далее – Администрация).
3. Организация и проведение учредительного собрания (конференции). В нём принимают участие жители соответствующей территории, достигшие 16 лет. Конференция проводится, когда в ней участвуют избранные делегаты, представляющие жителей территории.
4. Регистрация устава ТОС. После проведения учредительного собрания (конференции) граждан и подготовки учредительных документов можно перейти к процедуре регистрации.
Для регистрации устава ТОС в Администрацию необходимо предоставить пакет документов:
- заявление по форме на имя главы Администрации о регистрации устава ТОС;
- копию решения представительного органа местного самоуправления об утверждении границ территории, на которой образовывается ТОС;
- два экземпляра устава ТОС (четыре экземпляра при регистрации ТОС в качестве юридического лица);
- протокол учредительного собрания (конференции) граждан;
- лист регистрации участников собрания (конференции) граждан с указанием их адресов и даты рождения.
Срок регистрации устава устанавливается Администрацией, но он не может превышать 30 дней с момента поступления документов.
Если ТОС регистрируется в качестве юридического лица, то процедура проходит не в Администрации, а в Министерстве юстиции Республики Крым.








































