Список террористов и экстремистов Росфинмониторинга неожиданно пополнился Татьяной Монтян*. Украинская эмигрантка, известный общественно-политический деятель и сторонница специальной военной операции попала в опалу. Теперь она, скорее всего, утратит гражданство России и попадёт под уголовное преследование. В чём же тут дело и как с этим связана борьба кланов за контроль над политикой Кремля на постсоветском пространстве?
Скандальный персонаж
Биография Татьяны Николаевны весьма типична для участника украинского политического процесса. Уроженка Керчи, выпускница юрфака Московского государственного университета, проходившая практику в легендарном Московском уголовном розыске. Казалось бы, идеальные задатки для успешной карьеры по специальности. Вышло двояко. После учёбы Монтян* вернулась в Киев и начала адвокатскую практику, прежде всего по уголовным делам.
В 2001 году защищала активистов украинской неонацистской организации УНА-УНСО**, которых тогда преследовали власти за проведение кампании "Украина без Кучмы". Структура, мягко говоря, одиозная. Её боевики принимали участие в Чеченской войне на стороне террористов задолго до того, как у Москвы появились хоть какие-то претензии к Киеву. Впрочем, здесь можно парировать: это работа адвоката. Защитник берётся за дело не потому, что испытывает к подсудимому симпатию. Такова специфика профессии, адвокат встаёт на сторону закона, даже если его нормы оборачиваются в пользу откровенных негодяев.
Правосудие настигает боевиков УНА-УНСО спустя многие годы. Они участвовали в Чеченской войне ещё в середине 1990-х. Скриншот страницы сайта rg.ru
Но участие в оранжевой революции 2004 года — совсем другое дело. Монтян* встала на сторону Виктора Ющенко, организовывала деятельность гражданской кампании "Пора!", причём вместе с такими нелицеприятными персонажами, как Владимир Вятрович (будущий глава Института национальной памяти Украины, ответственный за "деколонизацию" и "дерусификацию"). Затем рьяно отстаивала "права" содомитов и призывала их чаще делать камингауты, то есть рассказывать о собственных психических девиациях на публике.
Татьяна Монтян* активно участвовала в оранжевой революции 2004 года. Скриншот страницы сайта istpravda.com.ua
События же Евромайдана Татьяна Николаевна оценила иначе, чем переворот 2004-го. Не оправдывая коррумпированный режим Виктора Януковича, она резко негативно отзывалась об участниках государственного переворота, прилепив к ним определение "хунтята". Пыталась наладить общественный диалог между Украиной и восставшим Донбассом. Посещала города Донецкой и Луганской народных республик, способствовала освобождению украинских военнопленных, призывала киевские власти прекратить боевые действия. За что неизбежно последовали репрессии и вынужденная эмиграция.
Перебравшись из Киева, Монтян* получила гражданство России, заняла более чёткую антибандеровскую позицию. А с началом специальной военной операции полностью солидаризировалась с действиями русской армии. Даже организовала сборы на нужды Вооружённых сил России.
Игры элит?
Татьяна Николаевна перенесла из Киева традиционные черты украинской общественно-политической жизни. Ключевое — это, конечно же, склочность. Монтян* вступила в жёсткий клинч с Владимиром Соловьёвым, разругалась со многими коллегами по несчастью из политической эмиграции. И всё же вряд ли добавление в список террористов и экстремистов (!) Росфинмониторинга можно связать исключительно с внутренними журналистскими или активистскими склоками. Важно понимать, кого представляет Татьяна Монтян* в информационном поле. А это, по слухам, та самая эмиграция, с которой плотно взаимодействовал ушедший в отставку экс-заместитель главы Администрации президента России Дмитрий Козак. Сейчас постсоветское пространство начал курировать первый замглавы АП Сергей Кириенко.
Судачат о том, что позиции эмигрировавших прежнего лидера политсовета "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктора Медведчука и харьковского олигарха Сергея Курченко несколько пошатнулись. Модель создания "хорошей Украины" не воспринимается в качестве рабочего варианта в Кремле. Тупиковость переговорного процесса свидетельствует о неизбежном военном решении вопроса — без опоры на "украинскую партию". Свои активы она спустила ещё в 2022 году, когда не смогла обеспечить раскола элит и масштабной общественной поддержки СВО внутри украинского общества. А значит, опираться нужно на кого-то другого, предварительно лишив медийного инструментария "бывших людей".
Монтян* — именно такой информационный рычаг. Теперь ей грозит лишение паспорта гражданина России, уголовное дело и… либо посадка в тюрьму, либо полное прекращение публичной деятельности, либо эмиграция в третью страну, которая не выдаст её в лапы киевского кривосудия. Вероятно, в Турецкую Республику.
Татьяна Монтян* фигурирует в списке террористов и экстремистов под номером 11 244. Скриншот страницы сайта fedsfm.ru
Мнения по поводу будничной "репрессии" разделились. Кто-то говорит, что склочная журналистка перешла все черты, будоражила общественное мнение эпатажными заявлениями и пыталась перенести на русскую почву худшие черты украинской политической "культуры". Появились даже намёки на сохранившиеся контакты Монтян* с киевскими властями. Анатолий Шарий, с которым у Татьяны Николаевны давнишние жёсткие контры, указал на затухшее возбуждение уголовки в 2023 году. Украинские "правоохранители" не завели дела ни о госизмене, ни по призывам к насильственному свержению государственной власти. Хотя Монтян* открыто бросила вызов киевскому режиму.
Моё отношение к Тетяне Монтян* известно. Украинствующий адвокат УНА-УНСОвцев**, айдаровцев**, меджлисовцев** и прочих террористов… Я б её вообще в Россию не пускал. Но, как говорится, это было до, и раз пустили, приняли, приглашали на форумы и в кабинеты, завели на гуманитарную тему и вопросов о прошлом не возникало, то, будьте любезны, сразу предъявить, за что такое страшное и очевидное Монтян* признана именно сейчас террористкой и экстремисткой… Явно же не за старые грехи. Иначе люди уже иронизируют над статусом, и хуже — шепчутся, мол, "оболгали", "заказали", "какой пример [украинцам], выбравшим Россию",
— отмечает политолог Иван Скориков.
Что с того?
Как бы то ни было, если предположения о конфликте внутри элит верны, мы увидим новых фигурантов реестра иностранных агентов, списка террористов и экстремистов Росфинмониторинга, новые уголовные дела и информационные кампании в Telegram-сегменте. Успехи Вооружённых сил России на фронтах специальной военной операции делают перспективу возвращения большей части Украины под контроль Москвы всё более реалистичной. А значит, схватка за "место под солнцем" также будет нарастать. Ведь управлять возвращёнными территориями надо, а у эмигрантов есть огромное желание не просто вернуть утраченные позиции, но и занять жёрдочку повыше.
* Внесена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
** Организация признана террористической и запрещена на территории России.











































