Деятельность финансовых пирамид сопровождается агрессивной рекламой, адресованной неограниченному кругу лиц, посредством
ее распространения в печатных СМИ как на региональном, так
и федеральном уровнях, социальных сетях, мессенджерах, сетях теле/радиовещания, контекстной рекламе в видеохостингах.
Недобросовестные участники финансового рынка делают акцент
на лиц, не обладающих достаточной степенью финансовой грамотности, как из числа молодого поколения, так и пожилого возраста.
Исходя из сложившейся практики, признаки финансовой пирамиды подразделяются на два вида: внешние признаки и признаки содержания.
К числу основных внешних признаков деятельности финансовой пирамиды чаще всего относятся (один или сразу несколько):
1) массированная реклама в средствах массовой информации и/или размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в социальных сетях, адресованной неограниченному кругу лиц;
2) организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга, когда доход инвестора/участника формируется за счет инвестиций/вложений привлекаемых им участников;
3) наличие предварительных (специальных) взносов для последующего участия в деятельности организации или физического лица;
4) деятельность на финансовом рынке, осуществляемая лицами,
не имеющими лицензии Банка России и/или не включенными
в государственный реестр участников финансового рынка;
5) отсутствие точного определения деятельности организации или физического лица, а также заявление об уникальной деятельности;
6) публичное обещание высокой доходности, значительно превышающей рыночный уровень (средневзвешенные процентные ставки
по депозитам), или базовый стандарт (превышение более чем в 1,8 раза ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений) для кредитных потребительских кооперативов, а также публичное обещание получения иной выгоды (имущества, услуг и т.п.) при инвестировании;
7) гарантирование доходности (не допускается на финансовом рынке, кроме банковских вкладов);
8) использование в наименовании, символике, рекламных объявлениях слов и словосочетаний или символики, схожих с известными компаниями, брендами;
9) неспособность организации или физического лица подтвердить свою деятельность (направления размещения привлеченных средств, информацию об их размещении);
10) наличие информации о страховании вложений (инвестиций) физических лиц, аналогичной банковской системе страхования вкладов;
11) договор сформулирован таким образом, что у организации или физического лица отсутствуют какие-либо обязательства перед участником по выплате денежных средств (получению иной выгоды), даже в случае прекращения договорных отношений и невыполнения обязательств
со стороны организации или физического лица;
12) основанием для привлечения денежных средств от населения выступает договор займа или уникальный договор, не имеющий широкого распространения в финансово-хозяйственной практике, например, договор финансирования;
13) интернет-сайт организации или физического лица содержит недостоверную информацию, а также чаще всего зарегистрирован
в иностранной доменной зоне (отличной от .RU и .РФ) на частное лицо либо сведения о владельце сайта скрыты, при этом содержит информацию
на русском языке;
14) анонимность – отсутствие конкретной информации об учредителях
и руководителях организации/публичного проекта (фамилия, имя, отчество);
15) отсутствие на сайте организации/публичного проекта публикации копий учредительных документов и/или информации о финансовом положении (для поднадзорных Банку России участников микрофинансового рынка);
16) отсутствие представительств (офисов) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, наличие исключительно номинального офиса, например, по месту регистрации юридического лица или месту проживания физического лица;
17) организация/публичный проект (сайт) зарегистрированы
за несколько месяцев до начала осуществления деятельности
по привлечению денежных средств, организация имеет минимальный уставный капитал, единственного учредителя или учредителя
и руководителя, являющегося массовым учредителем юридических лиц, например, по данным ЕГРЮЛ ФНС России;
18) публичное заявление о бизнес-модели своей деятельности, построенной на принципах финансовой пирамиды, когда доход (вознаграждение) инвесторам выплачивается за счет денежных средств вновь привлеченных инвесторов;
19) привлечение денежных средств от населения в различные программы, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков, товаров народного потребления и тому подобное, выступающие
в качестве альтернативы банковскому кредиту;
20) установление связи с клиентом через «заказ звонка» или в онлайн-чате на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
21) привлечение денежных средств граждан с применением средств платежа, не позволяющих идентифицировать конечного получателя денежных средств (иностранные платежные системы, криптовалюта);
22) непредоставление инвестору/участнику документов, подтверждающих факт инвестирования наличных денежных средств, либо предоставление недостоверных документов;
23) привлечение денежных средств инвестора/участника
с использованием банковских реквизитов, отличных от реквизитов организации/публичного проекта, предоставляющего услуги инвестирования.
К числу содержательных признаков деятельности финансовой пирамиды одновременно с внешними признаками чаще всего относятся следующие (один или сразу несколько):
1) выплата дохода (вознаграждения) и предоставление иной выгоды инвесторам/участникам за счет денежных средств вновь привлеченных инвесторов/участников;
2) отсутствие инвестиционной и/или иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и/или иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и/или иного имущества;
3) осуществление расчетов с инвесторами/участниками преимущественно в наличной денежной форме;
4) привлечение организацией или физическим лицом денежных средств инвесторов/участников с последующим их перечислением на счета руководителей/учредителей организации/ публичного проекта, связанных
с ними физических лиц/организаций;
5) отсутствие финансовых операций, соотносимых с официально заявленной инвестиционной деятельностью организации/публичного проекта;
6) среди расходных транзакций организации или физического лица преобладают (до 90 % от общего количества операций) следующие назначения платежей: выплата физическим лицам процентов (вознаграждений) по договорам займа; оплата рекламных и информационных услуг; оплата аренды помещений (как правило, нескольких офисов);
7) исключение из членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (для поднадзорных Банку России участников микрофинансового рынка);
8) резкое увеличение объема привлечения инвестиций (в денежном выражении) и/или клиентов (инвесторов, займодавцев, членов);
9) объем привлеченных денежных средств больше объема предоставленных займов;
10) отсутствие операций по внесению привлеченных денежных средств на расчетные счета при наличии соответствующей рекламы;
11) предоставление займов ограниченному кругу лиц, в том числе юридическим лицам, связанным с руководителями, учредителями (акционерами) организации;
12) излишнее внимание к вопросам конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки);
13) регулярное поступление на счет организации или физического лица переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе
с использованием электронных средств платежа, от значительного количества других физических лиц, последующая выдача наличных денежных средств;
14) поступление денежных средств на счет организации или физического лица от большого количества резидентов со счетов, открытых
в банках Российской Федерации, с последующим их списанием (транзитные операции);
15) покупка документарных ценных бумаг на предъявителя (векселей, сертификатов и тому подобное);
16) у организации или физического лица отсутствуют или присутствуют в минимальном количестве или на незначительные суммы финансовые операции, связанные с уплатой налогов и сборов или с выплатой заработной платы сотрудникам;
17) привлечение денежных средств лизинговыми компаниями при отсутствии обязательного договора купли-продажи в отношении предмета лизинга.
Таким образом, Уважаемые граждане, чтобы не стать жертвой финансовых пирамид, необходимо в первую очередь развивать уровень собственной финансовой грамотности, не вестись на громкие обещания
о высоком уровне дохода, а также проверять на сайте Центрального Банка России, есть ли у соответствующей финансовой организации, занимающейся привлечением денежных средств инвесторов, лицензия на осуществление такого вида деятельности.







































