Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

С 26 по 28 ноября на площадке Научно-технологического университета «Сириус» ? в Сочи прошел V Конгресс молодых ученых, который собрал свыше 9 тыс. участников из 100 стран. Ключевая тема этого года – «Энергия науки: от потенциала знаний к созиданию будущего».

  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

Конгресс стал центральным событием Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации для усиления роли науки в развитии общества и страны.

Как отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, проведение таких мероприятий ¬¬дает возможность вовлечь в научную сферу талантливую молодежь, предпринимателей и представителей реального сектора российской экономики.

«С каждым годом Конгресс молодых ученых набирает обороты, демонстрирует все более впечатляющие результаты, подтверждая девиз "Энергия науки: от потенциала знаний к созиданию будущего". Задача, которую поставил Президент, – обеспечивать технологическое лидерство России, чтобы оно было неоспоримо. В этом году конгресс собрал участников из более чем 100 стран. Помимо цифр, нужно поддерживать ту самую уникальную атмосферу, которой славится конгресс, – открытость российской науки, ее масштаб и ценность, прежде всего, для нашей страны, но и для всего мира», – заявил вице-премьер.

Дмитрий Чернышенко также подчеркнул, что важной задачей является достижение поставленного Президентом Российской Федерации показателя по увеличению затрат на науку до 2 % от ВВП к 2030 году, в том числе за счет прироста инвестиций со стороны бизнеса.

В рамках инициативы «Наука и бизнес» более 790 тыс. участников почти из 500 вузов приняли участие в мероприятиях федеральной программы «Платформа университетского технологического предпринимательства». Благодаря ней создано более 35 тыс. университетских стартапов, привлечено почти 3 млрд рублей.

Подчеркнем, что в Конгрессе впервые принял участие Минтранс России, представив на своей экспозиции новейшие достижения отрасли. Для посетителей были продемонстрированы инновационные решения, включая VR-тренажер, макет поезда для высокоскоростной магистрали и энергоустановки.

Насыщенная деловая программа мероприятия включала более 200 мероприятий: деловые сессии, дискуссии, культурно-спортивные события, научные баталии, открытые лекции ведущих ученых, а также диалоги молодых исследователей с представителями государства и бизнеса.

  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

Различные аспекты дальнейшего развития дорожно-транспортного комплекса нашей страны обсудили, в частности, на Заседании Координационного совета по транспортной науке при Министерстве транспорта Российской Федерации «О Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года».

Напомним, что в 2025 году Министерством была разработана Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации, которая впервые систематизирует все проблемные вопросы транспортной отрасли и подчеркнет роль науки и образования в развитии. Документ определит основные направления фундаментальных исследований и способы достижения заявленных целей.

Российский университет транспорта при этом выступает одним из ключевых игроков в глобальной научной работе, планируется создание 9 научных центров по основным направления, включая интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы. Это демонстрирует высокую значимость научного подхода и исследований в достижении целей технологического развития.

Кроме того, на сессии «От стратегии к практике: внедрение прорывных технологических решений в транспортную систему» затронули нюансы перехода от стратегического планирования к практической реализации. Участники рассмотрели, как идеи и результаты научных исследований становятся реальными технологиями, формирующими будущее транспорта в России.

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Константин Пашков акцентировал внимание на том, что главная задача страны и отрасли состоит в необходимости подготовки высококвалифицированных инженеров в области транспорта. Российская транспортная наука должна сосредоточиться на развитии молодых талантов, способных решать ключевые задачи отрасли и способствовать ее развитию.

Необходимость объединения научного потенциала, промышленных мощностей и прикладных разработок для успешного решения амбициозных отраслевых задач обсудили в ходе сессии «Транспорт будущего: междисциплинарные вызовы высокой скорости».

  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

Говоря об актуальности темы, он отметил, что нашу страну тяжело представить без транспорта, учитывая плотность населения и изобилие мест скопления полезных ресурсов, которые могли бы повысить конкурентоспособность России и поспособствовать развитию экономики.

«Наши стратегические векторы сегодня – это высокоскоростное железнодорожное движение, которое не заканчивается на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, это высокоскоростное автомобильное движение и сеть высокоскоростных дорог без ограничения движения, это сверхзвуковое авиасообщение. Скорость для Минтранса – это один из важнейших приоритетов вкупе с обеспечением безопасности. Ответы на эти вопросы – это и есть тот вызов, который нужно решать с самых разных сторон и науки, и промышленности», – прокомментировал Константин Пашков.

С отдельным докладом о перспективах развития автомобильных дорог выступил заместитель генерального директора подведомственного Росавтодору ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.

Спикер подчеркнул, что для динамичного развития отрасли необходимо создавать максимально комфортные условия непосредственно на автомобильных дорогах для апробации инновационных решений, в том числе представленных молодыми учеными. Он отметил, что такая практика является ключевой для превращения теоретических наработок в реальные проекты.

«Безусловно, сегодня в дорожной отрасли присутствуют широкие возможности для применения результатов научных разработок. Это касается как сферы управления дорожной деятельностью, так и совершенствования самой инфраструктуры для внедрения интеллектуальных транспортных систем и беспилотных технологий с их последующей апробацией и масштабированием», – добавил Антон Журавлев.

Эксперт также осветил направления деятельности Института, в которых может использоваться искусственный интеллект. Так, например, идет непрерывное развитие ФГИС СКДФ. На данный момент это полноценный инструмент ведения дорожной деятельности, в ходе модернизации которого специалисты уходят от аналоговых процессов в цифровое поле.

По словам Антона Журавлева, инициативы и альтернативные подходы влекут за собой планомерное развитие отрасли с учетом современных вызовов. Примером послужила Международная специализированная выставка «Дорога 2025» в Минеральных Водах, где эксперты показали первую в России беспилотную укладку асфальтобетонного полотна, вследствие чего был определен широкий спектр дальнейших инициатив в этой сфере, которые могут быть реализованы в том числе с привлечением молодых специалистов.

Важность вклада молодых ученых стала одним из ключевых акцентов сессии. В ходе дискуссии было отмечено, что в августе 2025 года на базе Российского университета транспорта (МИИТ) был создан научно-исследовательский институт транспорта, который позволяет молодым специалистам выводить свои разработки на более высокий уровень и внедрять прорывные технологии для решения приоритетных задач транспортного комплекса.

Безусловно, привлекательность отрасли для молодых кадров зависит от демонстрации как текущих прикладных задач, так и всего потенциала перспективных научно-технических идей, требующих решения. В связи с этим, Федеральное дорожное агентство уделяет пристальное внимание развитию отраслевой науки, делая ставку на таланты молодых ученых и исследователей.

  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ
  • Росавтодор: молодые ученые – двигатель дорожно-транспортного комплекса РФ

Благодаря тесному и плодотворному межотраслевому и междисциплинарному сотрудничеству с научными и образовательными учреждениями удалось достичь значимых научно-технических результатов, часть из которых не имеет аналогов в мире. Ключевая цель такого взаимодействия – объединение интеллектуальных и организационных ресурсов, знаний и опыта, недоступных в рамках только одной отрасли, с акцентом на вовлечение молодежи для практического внедрения их инноваций.

Одним из ярких примеров активного взаимодействия Росавтодора с молодыми учеными и специалистами является деятельность ФАУ «РОСДОРНИИ» – подведомственного учреждения агентства с широкой филиальной сетью, охватывающей территорию от Крыма до Дальнего Востока. В институте проходят практику и успешно работают молодые кадры из ведущих дорожных и технических вузов страны.

В 2024 и 2025 годах РОСДОРНИИ заключил семь соглашений о практической подготовке студентов с Российским университетом транспорта (МИИТ) и Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). На сегодняшний день производственную практику в институте прошел 21 студент. После нее учащимся предоставляется возможность трудоустройства.

Историей своего пути в отрасли поделилась главный специалист отдела разработки, внедрения и сопровождения перспективных методов исследований и испытаний Анастасия Томилина: «Мой путь в дорожном хозяйстве берет начало в МАДИ, где я определила свой вектор развития в сфере автомобилей, дорог и строительства. Там же я познакомилась с большим количеством сотрудников РОСДОРНИИ, и волею судеб оказалась в стенах нашего научно-исследовательского института. Сегодня мой профессиональный фокус – это управление перспективными методами исследований и испытаний. В рамках этого я занимаюсь целым спектром задач: от участия в исследованиях, обработке данных, полученных после испытаний дорожных одежд с помощью уникальной установки СКН «ЦИКЛОС», до взаимодействия и ведения деловой переписки с контрагентами, Минтрансом России и Росавтодором. Таким образом, я участвую в полном цикле – от фундаментальных исследований до их практического внедрения в дорожную отрасль страны».

Кроме того, пять специалистов отдела методического обеспечения сохранности автомобильных дорог – выпускники МАДИ – работают над совершенствованием нормативно-правовой базы в области контроля за состоянием автодорог и возмещением ущерба от тяжеловесного транспорта. Четыре сотрудника продолжают обучение в аспирантуре по техническим направлениям.

А на базе Пилотной зоны ИТС в Особой экономической зоне «Алабуга» в Республике Татарстан работы по реализации масштабной программы испытаний новых технологий проходят при непосредственном участии команды из 16 молодых специалистов – выпускников ведущих вузов МАДИ, СКГА и МГСУ. Они представляют Департамент цифровой трансформации РОСДОРНИИ.

Такая комплексная практика взаимодействия с молодыми учеными позволяет Федеральному дорожному агентству последовательно укреплять кадровый потенциал отрасли, тем самым обеспечивая преемственность знаний и внедрение свежих идей в дорожное хозяйство.

Источник: Росавтодор

Важно

  • 15:29Михаил Развожаев: Работы по плановому уничтожению обнаруженных взрывоопасных предметов продлятся до 18.00// РаZVожаев
    15:29

Топ

Лента новостей