На сайте правительства Армении появилась публикация под названием «Документы переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта». Тринадцать материалов вышло на русском, армянском и английском языках
Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин
Впрочем, этот экспромт был хорошо подготовлен. И даже публично анонсирован. 8 ноября глава республиканского кабмина Никол Пашинян заявил о планах обнародовать документы переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Премьер мотивировал свое намерение прекращением работы Минской группы (МГ) ОБСЕ. По его словам, выходило, что «конец истории» этой структуры снимает некие моральные ограничители на обнародование щепетильных материалов.
Однако тот контент, что появился на правительственном сайте, способен вызвать удивление разве что у студента, делающего свои первые робкие шаги в изучении конфликта в Нагорном Карабахе. К завтрашнему семинару надо найти хоть что-то по истории мирного урегулирования. И здесь каждое лыко в строку, тем более целых тринадцать документов!
Но любому эксперту, погруженному в «матчасть» переговорного процесса, «открытие» правительства Армении покажется публикацией хорошо известных фактов.
Во-первых, на сайте «вывешен» ряд материалов, которые уже имелись в публичном доступе. Например, Декларация Будапештского саммита ОБСЕ-1994. Публикаторы также приятно «удивили» «Мадридскими принципами», которые в разных пересказах-версиях были положены и в основу «плана Уорлика», и «казанской формулы»!
Во-вторых, даже то, что претендует на относительную «новизну», известно. Ведь основные предложения по урегулированию конфликта были «на столе», как минимум, с 1997 года. Все эти «пакетный», «поэтапный» планы, проекты «обмена территориями» и «общего государства».
Конфликт имел «две корзины» – деоккупацию районов, смежных с бывшей НКАО и статус Нагорного Карабаха. Самоопределение vs оккупация. Именно вокруг этого и строились все переговоры. Ширина коридора между Арменией и Карабахом, обсуждение мирогарантийной операции, освобождение земель за пределами «ядра» бывшей НКАО. Все известно давно, как простая гамма. И уже не раз изложено, хоть в блестящей книге Владимира Казимирова (1929–2024) «Мир Карабаху», хоть в аналитической антологии Али Абасова и Арутюна Хачатряна. Вы скажете, но про проекты 2014–2019 гг. в этих прекрасных трудах ничего нет! Все верно, но в том-то и дело, что все материалы последних предвоенных лет опирались на то «меню», что лежало на столе за пару десятилетий до того. В общем, см выше!
Зачем же тогда кабмин Армении инициировал публикацию документов? Кого хотел шокировать или впечатлить? Отвечая на эти вопросы, надо иметь в виду, что Никол Пашинян – не источниковед и не археограф. Его задача- не проведение исторического исследования и не публикация архивных материалов. Он- политик, на носу у него масленица парламентские выборы. В этом и надо искать его главный мотив. Триггером для публикации стало заявление бывшего президента Армении Сержа Саргсяна в подкасте «Имнемними» по поводу причин второй карабахской войны-2020. По его мнению, она стала неизбежной из-за серьезных дипломатических ошибок и просчетов правительства. Как следствие, стремление нынешних властей доказать: в мирном процессе среди первых лиц Армении не было ангелов. Все демонстрировали готовность к уступкам и компромиссам. И значит ответственность- одна на всех!
Таким образом, мы видим очередную, впрочем, совсем не первую попытку инструментализации истории конфликта. К ней не раз прибегали и «бывшие», и «нынешние». Непраздный вопрос, а как от этого перейти к стратегической программе развития страны и ее безопасности. Ведь публикация сенсаций хороша для медиа- сферы, но не всегда для государственного управления. Тем более сенсаций сомнительных!
Петро отреагировал на угрозы Трампа нанести удары по судам в рамках борьбы с наркотиками







































