В Государственном Эрмитаже начинает работу масштабная выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха». Она посвящена всемирной истории портрета. В Николаевском зале представлено более 750 произведений от XX века до нашей эры до современности.
Сотни посетителей смотрят на портреты, но и с портретов на посетителей направлены сотни глаз. На выставке в Эрмитаже, кажется, все друг в друга вглядываются. Научный сотрудник музея Анна Трофимова, собравшая все эти работы в одном месте, уверена в мистике жанра.
Анна Трофимова, куратор выставки «Искусство портрета. Личность и эпоха»: «Портрет — очень загадочный жанр. Вы когда смотрите на портрет, он вас гипнотизирует».
Говоря это, Анна показывает золотую погребальную маску, найденную при археологических раскопках саркофага IV века в Крыму. Это ведь тоже портрет, в данном случае, жены царя Рискупорида. Перед погребением с лица усопшей сняли гипсовый слепок, потом отчеканили в металле, и вот мы видим ее спустя тысячелетия.
Анна Трофимова, куратор выставки: «Портрет здесь выполнял свою главную функцию — он давал бессмертие».
Бюсты древних римлян с фотографической точностью, парадные живописные портреты XVII-XIX веков, иконы с ликами святых и фотопортреты, ставшие символами. В одном зале собраны работы из разных эпох и культур.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Очень такой странный жанр: крадет он душу или нет? Для многих цивилизаций портрет — не совсем правильная вещь. Рождает всё это много размышлений, а не просто красиво».
Изображения людей не только на картинах и скульптурах, но и на кувшинах, на монетах и банкнотах. И каждая такая работа рассказывает о самом человеке, его сословии, заслугах и о его времени. Это читается в работах гениев портретного жанра: Рембрандта, Веласкеса и Рубенса.








































