Если трампизм окажется успешным…

Если трампизм окажется успешным…

Если трампизм окажется успешным, Соединенные Штаты не только скорректируют свою внешнюю политику, но и смогут создать новый пост-ялтинский международный порядок и обеспечить сближение Запада и России. Трампизм предлагает более эффективный механизм разрешения конфликтов в нынешней раздвоенной международной системе, чем западная либеральная международная стратегия, основанная на правилах, пишет Дэвид Лэйн

Фото: Gage Skidmore/Flickr

Два пре­зи­дент­ства Дональ­да Трам­па вопло­ща­ют в себе эле­мен­ты как лич­но­го сти­ля лидер­ства, так и зарож­да­ю­ще­го­ся более широ­ко­го поли­ти­че­ско­го тече­ния – трам­пиз­ма. На лич­ном уровне его поли­ти­че­ские взгля­ды фор­ми­ру­ют­ся инстинк­тив­ным, мер­кан­тиль­ным пове­де­ни­ем, порой рез­ким и пере­мен­чи­вым, но все­гда сме­лым и теат­раль­ным. Одна­ко лич­ност­ный аспект не сле­ду­ет путать с более систе­ма­ти­зи­ро­ван­ным набо­ром поли­ти­че­ских реше­ний и прак­тик. Трам­пизм сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ких изме­не­ни­ях не толь­ко во внут­рен­ней поли­ти­ке Аме­ри­ки, но и в том, что каса­ет­ся ее внеш­них свя­зей и обя­за­тельств.

Трампизм

Воз­мож­но, это пока­жет­ся неожи­дан­ным, но про­грам­мы лиде­ров основ­ных поли­ти­че­ских пар­тий США обыч­но выгля­дят рас­плыв­ча­ты­ми и неопре­де­лен­ны­ми. Трам­пизм, напро­тив, опи­ра­ет­ся на более отчет­ли­вую осно­ву. Его поли­ти­че­ская линия вос­хо­дит к серии книг «Ман­дат на лидер­ство», пуб­ли­ко­вав­шей­ся Heritage Foundation с 1981 года по 2023 год. С 1980?х годов аме­ри­кан­ские ана­ли­ти­че­ские цен­тры обес­пе­чи­ва­ли интел­лек­ту­аль­ную и поли­ти­че­скую осно­ву для того, что ста­ло кри­ти­кой либе­раль­но­го гло­ба­ли­зо­ван­но­го капи­та­лиз­ма. Для пони­ма­ния исто­ков ново­го, само­быт­но­го вари­ан­та аме­ри­кан­ской поли­ти­ки необ­хо­ди­мо учи­ты­вать широ­кий спектр поли­ти­че­ских мер, опи­сан­ных в «Про­ек­те 2025» – послед­ней из книг серии.

Хотя трам­пизм не явля­ет­ся после­до­ва­тель­ной поли­ти­че­ской или эко­но­ми­че­ской док­три­ной, он соче­та­ет в себе эле­мен­ты нео­ли­бе­ра­лиз­ма и мер­кан­ти­лиз­ма, зани­ма­ет попу­лист­скую и анти­э­ли­тар­ную поли­ти­че­скую пози­цию, куль­ти­ви­ру­ет лояль­ность хариз­ма­тич­но­му лиде­ру, утвер­жда­ет куль­тур­ные и поли­ти­че­ские цен­но­сти, осно­ван­ные на аме­ри­кан­ских тра­ди­ци­ях. Вме­сто новой полит­эко­но­ми­че­ской пара­диг­мы трам­пизм про­воз­гла­ша­ет воз­вра­ще­ние к более тра­ди­ци­он­ной фор­ме кон­ку­рент­но­го либе­раль­но­го капи­та­лиз­ма, осно­ван­ной на суве­ре­ни­те­те наци­о­наль­но­го госу­дар­ства. Это сле­ду­ет пони­мать как отказ от про­грес­сист­ско­го гло­ба­ли­зо­ван­но­го либе­ра­лиз­ма. Вме­сто это­го для леги­ти­ма­ции внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки пра­ви­тель­ства кон­стру­и­ру­ют­ся аме­ри­кан­ские наци­о­на­ли­сти­че­ские капи­та­ли­сти­че­ские цен­но­сти. Так­же сле­ду­ет учи­ты­вать воин­ствен­ную, хариз­ма­тич­ную лич­ность Трам­па, у кото­ро­го часто воз­ни­ка­ют лич­ные раз­но­гла­сия с поли­ти­че­ски­ми лиде­ра­ми, а так­же с орга­ни­за­ци­я­ми внут­ри стра­ны и за рубе­жом.

Внут­рен­няя эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка трам­пиз­ма осно­ва­на на клас­си­че­ском кон­ку­рент­ном либе­раль­ном капи­та­лиз­ме: част­ная соб­ствен­ность, мак­си­ми­за­ция при­бы­ли посред­ством рыноч­ной кон­ку­рен­ции и эко­но­ми­че­ская коор­ди­на­ция посред­ством соче­та­ния фон­до­вой бир­жи, финан­со­вых инсти­ту­тов и пра­ви­тель­ства. Отли­чи­тель­ной чер­той трам­пиз­ма явля­ет­ся уси­ле­ние пре­зи­дент­ской вла­сти над госу­дар­ствен­ны­ми финан­са­ми, кад­ро­вой поли­ти­кой и инсти­ту­та­ми, а так­же неожи­дан­ный сдвиг в поли­ти­ке в обла­сти меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли, инве­сти­ций и ино­стран­ных сою­зов. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо решить внут­рен­ние про­бле­мы, вызван­ные поли­ти­кой раз­но­об­ра­зия, равен­ства и инклю­зив­но­сти, кото­рая рас­хо­дит­ся с тра­ди­ци­он­ны­ми цен­но­стя­ми.

Укреп­ляя более стро­гий кон­троль пре­зи­ден­та над клю­че­вы­ми эко­но­ми­че­ски­ми реше­ни­я­ми и раз­ра­бот­кой поли­ти­ки, трам­пизм отхо­дит от нео­ли­бе­раль­ной пара­диг­мы и дви­жет­ся к более госу­дар­ствен­но-управ­ля­е­мой и интер­вен­ци­о­нист­ской фор­ме капи­та­лиз­ма. Напри­мер, Трамп бро­сил вызов неза­ви­си­мо­сти Феде­раль­ной резерв­ной систе­мы, пыта­ясь вли­ять на про­цент­ные став­ки, что­бы спо­соб­ство­вать росту биз­не­са и заня­то­сти. Он так­же суще­ствен­но сдви­нул стра­те­гию меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли в сто­ро­ну про­тек­ци­о­низ­ма: в 2024 году, нака­нуне вто­ро­го сро­ка Трам­па, сред­ний раз­мер импорт­ных пошлин США состав­лял 2,5 про­цен­та. К апре­лю 2025 года, после вве­де­ния высо­ких пошлин на китай­ские, евро­пей­ские и канад­ские това­ры, он вырос до 27 про­цен­тов, а после кор­рек­ти­ров­ки летом 2025 года уста­но­вил­ся на уровне 18,6 про­цен­та. Впро­чем, эти пока­за­те­ли все еще ниже уров­ней 1931–1933 годов, когда став­ки пошлин дости­га­ли 45 про­цен­тов (а ино­гда были и выше). Такие меры зна­ме­ну­ют собой ради­каль­ный раз­рыв с преж­ней поли­ти­кой в обла­сти внеш­ней тор­гов­ли и ука­зы­ва­ют на более актив­ную роль пра­ви­тель­ства.

Сделаем Америку снова великой

Эта про­тек­ци­о­нист­ская ини­ци­а­ти­ва тес­но свя­за­на с про­грам­мой «Сде­ла­ем Аме­ри­ку сно­ва вели­кой». Ее цель – сти­му­ли­ро­вать внут­рен­нее про­из­вод­ство путем повы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти аме­ри­кан­ской про­дук­ции на аме­ри­кан­ском рын­ке и дав­ле­ния на ино­стран­ных про­из­во­ди­те­лей и аме­ри­кан­ские кор­по­ра­ции с целью пере­но­са про­из­вод­ства в Соеди­нен­ные Шта­ты. Она так­же направ­ле­на на обес­пе­че­ние и укреп­ле­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са США. Трам­пизм в тор­го­вой поли­ти­ке воз­ро­дил стра­те­гии, осно­ван­ные на госу­дар­ствен­ном управ­ле­нии, за кото­рые когда-то высту­па­ли Джон Мей­нард Кейнс и про­чие кри­ти­ки сво­бод­ной тор­гов­ли, счи­тав­шие, что она губи­тель­на для наци­о­наль­но­го раз­ви­тия. Цель заклю­ча­ет­ся не толь­ко в вос­ста­нов­ле­нии рабо­чих мест в обра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, игра­ю­щем на руку рабо­че­му элек­то­ра­ту Трам­па, но и, что име­ет более широ­кое меж­ду­на­род­ное зна­че­ние, в обра­ще­нии вспять отно­си­тель­но­го упад­ка Соеди­нен­ных Шта­тов в меж­ду­на­род­ном поряд­ке.

После Вто­рой миро­вой вой­ны Соеди­нен­ные Шта­ты были глав­ным архи­тек­то­ром осно­ван­но­го на пра­ви­лах меж­ду­на­род­но­го поряд­ка, про­еци­руя запад­ные гума­ни­тар­ные поли­ти­че­ские цен­но­сти и эко­но­ми­че­ские нор­мы, кото­рые лег­ли в осно­ву созда­ния НАТО. Они под­дер­жи­ва­ли воен­ные интер­вен­ции в Корее, Вьет­на­ме, на Кубе, в Чили, Косо­во, Ливии, Ира­ке и Афга­ни­стане, а при пре­зи­ден­те Бай­дене – и нынеш­нюю гибрид­ную вой­ну НАТО на Укра­ине. Одна­ко, в отли­чие от дру­гих запад­ных лиде­ров, Трамп и его окру­же­ние при­зна­ют пере­ход к новой меж­ду­на­род­ной эко­но­ми­че­ской и поли­ти­че­ской струк­ту­ре. Срав­ни­тель­ный упа­док США и евро­пей­ских дер­жав, вклю­чая Рос­сию, про­ил­лю­стри­ро­ван на рисун­ке 1, где отсле­жи­ва­ет­ся доля миро­во­го вало­во­го наци­о­наль­но­го про­дук­та (ВНП) круп­ней­ших наци­о­наль­ных эко­но­мик в пери­од с 1980 года по 2024 год. В 2016 году Китай пре­взо­шел США по ВНП; все круп­ней­шие евро­пей­ские эко­но­ми­ки и США столк­ну­лись с про­дол­жа­ю­щим­ся сокра­ще­ни­ем сво­ей доли на рын­ке.

Рису­нок 1. Доля миро­во­го ВВП (по пари­те­ту поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти) (%), Китай, США, Рос­сия, Гер­ма­ния, Вели­ко­бри­та­ния, 1980–2024 гг.

Если трампизм окажется успешным…

Источ­ник: МВФ, база дан­ных «Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия миро­вой эко­но­ми­ки», апрель 2025 года.

Линии разлома в мировой системе

Парал­лель­но балан­су гло­баль­ной эко­но­ми­че­ской мощи про­хо­дит поли­ти­че­ская линия раз­ло­ма меж­ду дву­мя кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми про­ек­та­ми. С одной ее сто­ро­ны нахо­дит­ся либе­раль­ная гло­ба­ли­за­ция, осно­ван­ная на кор­по­ра­тив­ном капи­та­лиз­ме наци­о­наль­ных госу­дарств и коор­ди­ни­ру­е­мая таки­ми транс­на­ци­о­наль­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми, как МВФ, ВТО и Все­мир­ный банк. С дру­гой сто­ро­ны гос­под­ству­ет госу­дар­ствен­но-управ­ля­е­мый капи­та­лизм с соци­а­ли­сти­че­ски­ми фор­ма­ми кон­тро­ля и кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­стью, наи­бо­лее актив­но про­дви­га­е­мый Кита­ем. Эта модель напря­мую оспа­ри­ва­ет запад­ную геге­мо­нию.

Дональд Трамп сле­ду­ет либе­раль­но­му пути. Но он сло­мал гло­баль­ный либе­раль­ный интер­вен­ци­о­нист­ский поря­док, осно­ван­ный на пра­ви­лах, в поль­зу наци­о­наль­ной капи­та­ли­сти­че­ской поли­ти­че­ской эко­но­ми­ки с опо­рой на суве­рен­ные наци­о­наль­ные госу­дар­ства. США утвер­жда­ют свой наци­о­наль­ный авто­ри­тет, раз­ры­вая согла­ше­ния и про­из­вод­ствен­ные сети, создан­ные при посред­ни­че­стве транс­на­ци­о­наль­ных орга­ни­за­ций и свя­зы­ва­ю­щие транс­на­ци­о­наль­ные кор­по­ра­ции. Для Трам­па и его союз­ни­ков это не про­сто стра­те­гия кон­со­ли­да­ции внут­рен­ней под­держ­ки кон­сер­ва­тив­ных цен­но­стей, но и попыт­ка пред­ло­жить само­му Запа­ду аль­тер­на­тив­ную фор­му капи­та­ли­сти­че­ско­го интер­на­ци­о­на­лиз­ма, обес­пе­чи­ва­ю­щую жиз­не­спо­соб­ный путь к воз­вра­ще­нию вели­чия Аме­ри­ки и под­чи­ня­ю­щих­ся ей запад­ных госу­дарств. Трам­пизм не отка­зал­ся от стрем­ле­ния к аме­ри­кан­ской геге­мо­нии, но стре­мит­ся про­дви­гать ее посред­ством более мер­кан­тиль­ной стра­те­гии. Поли­ти­че­скую власть он осу­ществ­ля­ет посред­ством эко­но­ми­че­ских санк­ций и дого­во­рен­но­стей, а не путем пря­мо­го воен­но­го вме­ша­тель­ства, хотя и оно не исклю­че­но.

Трам­пизм осно­ван не на идео­ло­ги­че­ских обя­за­тель­ствах, а на эко­но­ми­че­ских издерж­ках и выго­дах – мер­кан­тиль­ном рас­че­те. «Мы не стре­мим­ся к войне, мы не стре­мим­ся к постро­е­нию госу­дар­ства, мы не стре­мим­ся к смене режи­ма…». Его оцен­ка кон­флик­та НАТО/Украины и Рос­сии иллю­стри­ру­ет эту логи­ку: запад­ные санк­ции в отно­ше­нии Рос­сии вле­кут за собой поте­рю аме­ри­кан­ских дело­вых воз­мож­но­стей, а под­держ­ка укра­ин­ских воен­ных уси­лий за счет бюд­же­та США не при­но­сит поль­зы аме­ри­кан­ским нало­го­пла­тель­щи­кам. Даже такие дав­ние аль­ян­сы, как НАТО, под­вер­га­ют­ся мер­кан­тиль­но­му ана­ли­зу с точ­ки зре­ния затрат и выгод.

При этом опо­рой стра­те­гии США про­дол­жа­ет слу­жить воен­но-про­мыш­лен­ный и обо­рон­ный ком­плекс. Это не откло­не­ние от нор­мы. Он под­дер­жи­ва­ет аме­ри­кан­ских поли­ти­ков и кор­по­ра­ции, сооб­ще­ства и рабо­чих, зави­ся­щих от обо­рон­ных кон­трак­тов, тем самым дела­ясь невос­при­им­чи­вым к поли­ти­че­ско­му демон­та­жу. При Трам­пе он даже полу­чил уве­ли­чен­ное госу­дар­ствен­ное финан­си­ро­ва­ние. В то вре­мя как трам­пизм ста­вит под сомне­ние аль­ян­сы и про­дви­га­ет внеш­нюю поли­ти­ку, осно­ван­ную на заклю­че­нии сде­лок, струк­тур­ные осно­вы аме­ри­кан­ской геге­мо­нии сохра­ня­ют­ся. НАТО про­дол­жа­ет рас­ши­рять­ся на аме­ри­кан­ских усло­ви­ях, стре­мясь пере­ло­жить рас­хо­ды с США, но вер­нуть США воен­ные кон­трак­ты. Трам­пизм демон­стри­ру­ет как изме­не­ния, так и пре­ем­ствен­ность: отказ от либе­раль­но-интер­на­ци­о­на­лист­ской интер­вен­ци­о­нист­ской идео­ло­гии, но укреп­ле­ние воен­ной и эко­но­ми­че­ской архи­тек­ту­ры, помо­га­ю­щей США оста­вать­ся миро­вой геге­мо­нист­ской дер­жа­вой.

Что дальше?

Ком­мен­та­то­ры, под­чер­ки­ва­ю­щие раз­об­ща­ю­щий стиль руко­вод­ства и лич­ный авто­ри­та­ризм Трам­па, упус­ка­ют из виду общую кар­ти­ну. Трам­пизм – это неидео­ло­ги­зи­ро­ван­ный праг­ма­тич­ный мер­кан­тиль­ный под­ход, осно­ван­ный на госу­дар­ствен­ных инте­ре­сах. На рос­сий­ско-аме­ри­кан­ском сам­ми­те в Хель­син­ки в 2018 году пре­зи­дент Трамп вспом­нил сотруд­ни­че­ство меж­ду Соеди­нен­ны­ми Шта­та­ми и СССР во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны, так­же упо­мя­ну­тое пре­зи­ден­том Пути­ным (хотя и не Трам­пом) на сам­ми­те на Аляс­ке в авгу­сте 2025 года. Встре­ча на Аляс­ке под­черк­ну­ла пре­иму­ще­ства тор­гов­ли и вза­им­ной эко­но­ми­че­ской выго­ды. Оба сам­ми­та сви­де­тель­ству­ют о том, что руко­вод­ство Трам­па наце­ле­но на сбли­же­ние с Рос­си­ей.

Если трам­пизм ока­жет­ся успеш­ным, Соеди­нен­ные Шта­ты не толь­ко скор­рек­ти­ру­ют свою внеш­нюю поли­ти­ку, но и смо­гут создать новый пост-ялтин­ский меж­ду­на­род­ный поря­док и обес­пе­чить сбли­же­ние Запа­да и Рос­сии (хотя его усло­вия пока не опре­де­ле­ны). Трам­пизм пред­ла­га­ет более эффек­тив­ный меха­низм раз­ре­ше­ния кон­флик­тов в нынеш­ней раз­дво­ен­ной меж­ду­на­род­ной систе­ме, чем запад­ная либе­раль­ная меж­ду­на­род­ная стра­те­гия, осно­ван­ная на пра­ви­лах.

Вос­при­мут ли это виде­ние евро­пей­ские поли­ти­че­ские эли­ты и смо­жет ли оно пре­одо­леть сопро­тив­ле­ние оппо­нен­тов, уко­ре­нив­ших­ся в глу­бин­ном госу­дар­стве США (вклю­чая нео­кон­сер­ва­то­ров в Рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии), зави­сит от двух реша­ю­щих фак­то­ров. Во-пер­вых, смо­жет ли тор­го­вая и инве­сти­ци­он­ная поли­ти­ка Трам­па дей­стви­тель­но вос­ста­но­вить аме­ри­кан­скую про­мыш­лен­ность и заня­тость, а так­же уве­ли­чить при­бы­ли. Во-вто­рых, смо­жет ли его осно­ван­ная на сдел­ках внеш­няя поли­ти­ка обес­пе­чить проч­ный мир на Укра­ине и уре­гу­ли­ро­вать отно­ше­ния НАТО с Рос­си­ей? Успех на обо­их фрон­тах оправ­да­ет трам­пизм как исто­ри­че­ский пово­рот­ный момент, пред­ло­жив наци­о­наль­но-капи­та­ли­сти­че­скую аль­тер­на­ти­ву либе­раль­ной гло­ба­ли­за­ции и пере­строй­ке интер­вен­ци­о­нист­ско­го миро­во­го поряд­ка. Неуда­ча же, напро­тив, дис­кре­ди­ти­ру­ет его внут­ри стра­ны: пре­зи­дент­ская власть будет огра­ни­че­на, поли­ти­ка раз­но­об­ра­зия, равен­ства и инклю­зив­но­сти – вос­ста­нов­ле­на, а либе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли смяг­чит усло­вия импор­та потре­би­тель­ских това­ров. На меж­ду­на­род­ном уровне в этом слу­чае вос­ста­но­вит­ся поли­ти­ка интер­вен­ци­о­низ­ма, гео­по­ли­ти­че­ские бло­ки укре­пят­ся, а Соеди­нен­ные Шта­ты воз­об­но­вят или даже углу­бят суще­ству­ю­щую холод­ную вой­ну.

Дэвид Лэйн, «Вал­дай»

Поль­ша может пере­дать Укра­ине истре­би­те­ли, у кото­рых закон­чил­ся срок экс­плу­а­та­ции
Источник: NEWS-FRONT

Топ

Лента новостей