В 1898 году севастопольский предприниматель Я. Я. Анненков затеял небывалое строительство. На углу Базарной улицы (ныне Маяковского), напротив базара в Артбухте, должно было вырасти 7-этажное здание!
В конце XIX в. в южные губернии стекались тысячи сезонных рабочих: строители, грузчики, плотники, ремесленники. Они ютились в грязных ночлежках, в антисанитарных условиях, что приводило к вспышкам холеры и тифа. Анненков решил создать дешевый приют с артельными квартирами, где за символическую плату рабочие могли бы жить в человеческих условиях.
Места под застройку было мало, поэтому архитектор А. М. Вейзен принял решение — строить вверх. Проект предполагал шесть надземных этажей и седьмой — подвальный. Это был первый опыт строительства железобетонного здания в Севастополе.Для ускорения работ применили новый метод — строительство велось по американской технологии на столбах, без фундамента. Внутри здания установили три лифта и две мраморные лестницы. В подвале разместилась собственная электростанция, питавшая все службы дома.
Что предлагалось постояльцам? За 10 коп. в сутки или 3 рубля в месяц рабочий получал отдельную койку, дважды в день чай с сахаром, бесплатную стирку белья. При доме работали баня и дезинфекционная камера, способная обрабатывать помещения горячим паром в случае эпидемии. Приглашенный врач бесплатно лечил заболевших в течение трех дней, а юрисконсульт давал бесплатные консультации. Искусственная вентиляция и дешевое питание довершали картину. Одновременно в доме могли проживать до 800 человек. Третий и четвертый этажи отводились именно под артельные квартиры.
Чтобы предприятие не разорилось, остальные этажи сдавались под коммерческие нужды. В подвале устроили склады скоропортящихся продуктов и фабрику искусственного льда. На первом этаже и во дворе расположились лавки по системе пассажа. В антресолях работали паровая пекарня и колбасная фабрика. На втором этаже открылся огромный трактир.
Плоская крыша, асфальтированная по бетону, предназначалась для сада. А на углу возвели башню с уникальными часами, заказанными в Париже. Огромный циферблат находился над нишей, где стояла фигура Ивана Сусанина. В полдень Сусанин появлялся перед публикой и кланялся, а часы исполняли народный гимн с помощью специального органа.
Вскоре Анненков продал здание предпринимателю А. А. Чумакову. Тот завершил строительство осенью 1902 г.
При Чумакове на втором этаже открылся «Новый театр» с балетом, комическими пантомимами и выступлениями куплетистов. Здание стало настоящим культурным центром.
В 20-х годах здание несколько раз горело и было заброшено.
Лишь 30 января 1933 г. газета «Маяк Коммуны» сообщила: «Президиум Горсовета принял решение в кратчайший срок восстановить семиэтажный дом, бывший Анненкова, на базаре, превратив его в дом промышленности и кооперации».
Реконструкция 1930-х годов кардинально изменила облик здания. Архитектурные формы модерна уступили место конструктивизму. Овальные окна стали прямоугольными, исчезла балюстрада. На первом этаже разместились торговые помещения.
В годы Великой Отечественной дом снова сильно пострадал. Верхние этажи оказались разрушены настолько, что их решили не восстанавливать.

В 1951–1955 годах архитекторы Н. И. Гришин, С. Ю. Изаксон и инженер А. Т. Филимонов выполнили новый проект. Здание стало четырехэтажным (пятый этаж — цокольный), фасады украсили руст, широкие витрины, арки на третьем этаже, а на крышу «вернулась» балюстрада. На колоннах перед зданием висели светильники и освещали улицу.

Последняя реконструкция проводилась в 2007 году.
Сегодня мало кто догадывается, что этот привычный торговый центр — ровесник первых американских небоскребов, памятник благотворительности, технической мысли и утопической мечты о городе, где каждый рабочий может жить достойно.











































