У многих стран есть своя отличительная особенность в контексте спорта. Очевидно, что бразильцев или аргентинцев отождествляют с футболом, американцев – с баскетболом. Канада – это хоккей, а Австралия – регби. Остроумный Гоголь верно подметил склонность наших соотечественников к адреналину, создав нетленный афоризм, по которому вся наша страна получила персональный идентификатор. Действительно, в России очень развиты гонки. Причём это касается не только автомобилей, но и любых транспортных средств.
ГОНОЧНАЯ МЕККА
Если для игры в футбол подходит любой уголок российского юга, то неотъемлемым свойством гоночного спорта всегда являются головокружительные серпантины. Именно по этой причине ещё в союзные времена автолюбители из разных уголков тогда огромного СССР облюбовали Крым с его потрясающими видами, а также сложными и экстремальными маршрутами. Советские традиции сменила легендарная ялтинская раллийная гонка, которая в «праймовые» сезоны могла похвастать и международным представительством. Рёв моторов на Южнобережье стал привычным слуху туристов, а лихачество спортсменов стало стилем жизни и отличительной особенностью полуострова.
Сейчас именно юг Крыма по-прежнему манит тех, кто не представляет своих будней без адреналина. Самым «свежим» соревнованием, завершившимся недавно, стали традиционные «Байдары» в окрестностях Орлиного. На этот раз они не только удержали планку популярности, но и сумели установить рекорд численности участников. На живописнейшую трассу, пестрящую резкими перепадами высот, «слепыми» поворотами и, разумеется, эксклюзивными крымскими видами, приехало 50 экипажей. Все автомобили организаторы традиционно поделили на две категории – «спорт» и «стандарт». В первой категории машины «нафаршированы» разного рода усовершенствованиями базовых характеристик. За рулём исключительно профессиональные спортсмены, знающие, как действовать в любой нетипичной ситуации. Их лихачество узаконено правилами. Скоростного лимита не существует. Нельзя сказать этого о любительской стандартной категории. Отдушину в ней находят те, кто намерен приобщиться к миру адреналина, однако для таких гонщиков-аматоров правила синхронизируются
с ПДД.
ВАШИ ПРАВА
Перед заездами точно не получится схитрить, прокачав свою «ласточку». Получить официальное разрешение на старт можно, лишь пройдя тщательный техосмотр и предоставив полный пакет документов, в том числе гарантию здоровой психики и допустимого самочувствия в целом. При этом если профессионалы делают ставку на иномарки, то представители стандартной категории как раз отдают предпочтение отечественному автопрому. Подготовка и подбор автомобиля – один из главных факторов на пути к успеху. Разумеется, даже идеально прокачанной машине никто не гарантирует успеха по умолчанию, если ею не будет управлять мастер своего дела. Тем не менее в процентном соотношении сами участники автогонок отдают качеству подготовки транспортного средства примерно 50 процентов итогового успеха. Так почему же отечественные машины, спросите вы. Ведь не секрет, что их советские образцы капризны и часто ломаются. И будете в корне неправы. Во-первых, гонщики ценят наше за конструктивную простоту, во-вторых, – за обилие деталей на рынке. Последний фактор приобретает ещё большую ценность на фоне дефицита «железа», вызванного санкциями и всем из них вытекающим. Но ценят также полноприводных «азиатов». Тут преимущества понятны даже дилетанту. Манёвренность гонщиков умножается на прижимистость машины, которую даёт особенная конструкция двигателя.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИОРИТЕТЕ
Для любого профессионального гонщика техника безопасности – не просто условное словосочетание, на которое в быту многие не обращают внимания. Гонки не терпят халатности, поэтому ездить, тем более по крымским серпантинам, необходимо в буквальном смысле не моргая. Подготовка машины состоит ещё и в том, чтобы убрать из неё всё лишнее. Каждый спортсмен из мира автогонок хорошо знает, что чем «ласточка» легче, тем она быстрее. Это ещё одна спортивно-гоночная аксиома. Облегчить авто можно как убрав из багажника всё лишнее, так и внеся определённые конструктивные «штрихи». Участники, в том числе и байдарской гонки, ещё накануне тщательно перебирают «ходовку», а колёса «садят» на спортивный манер – для более уверенного вхождения в повороты.
ГРУППА РИСКА
И всё же, как ни старайся предусмотреть все возможные риски, форс-мажоров на заездах практически гарантированно не избежать. Нередки ситуации с заносами или переворотами автомобилей, иногда фиксируются случаи с возгоранием. Но для тех, кто, как говорится, влез в эту упряжку, все страхи – житейский атрибут. Гонщики в спортивном мире даже слывут своего рода фаталистами, мол, всё может произойти. И они не боятся нежелательных последствий. Даже «математики» и педанты из мира гонок порой попадают в аварии именно на заездах. Но всё же ещё одна пословица – «Бережёного Бог бережёт» – вполне уместна как раз в контексте мира больших скоростей.
В Крыму авто- и мотоспорт поставлены на профессиональные рельсы благодаря деятельности местной федерации, регулярно организующей соревнования в соответствии с чётко спланированным календарём сезона на самом высоком уровне. Кроме уже упомянутой гонки «Байдары», активистами и энтузиастами проводятся и другие, не менее увлекательные, адреналиновые заезды. Например, гонка в Симеизе. Или заезд «Кастель». Они уж точно не уступают той, что проходит в Орлином, и по сложности маршрутов, и по пейзажам, от которых перехватывает дыхание. А ведь само название автомотофедерации как бы намекает обывателю на то, что всё в порядке и с развитием «двухколёсного» спорта. Словом, наш полуостров на самом деле может похвастать негласным статусом самого гоночного региона огромной страны. Недаром именно к нам едут тысячи автомобилей, в том числе и спорткаров.
Кстати
В День России в селе Константиновка Симферопольского района проходит VIII традиционный турнир по кросс-кантри (эндуро) «Кубок единства – 2025».
Цифра
50 экипажей приняли участие в традиционной гонке «Байдары». Участники преодолевали маршрут 3,3 километра от Орлиного к Байдарским воротам.
Павел СЕМЁНОВ
Ранее Юные борцы из Крыма завоевали три медали на международных соревнованиях