Результаты проверок показали, что одной из причин несчастных случаев с несовершеннолетними на игровых и спортивных площадках, аттракционах и иных потенциально опасных объектах является неисполнение уполномоченными органами и организациями обязанностей по их надлежащему учету и содержанию.
Принятие мер реагирования в Республике Крым позволило отремонтировать 458 площадок, на 66 из которых демонтировано устаревшее и непригодное оборудование. В Кемеровской области – Кузбассе приведены в соответствие с нормативными требованиями 324 дворовые, а также 72 общественные территории и места массового отдыха, в Забайкальском крае – 434 детские площадки.
Нарушения при использовании аттракционного оборудования выявлены прокурорами в республиках Адыгея, Бурятия, Крым, Хакасия, Алтайском, Камчатском краях, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Костромской, Оренбургской, Сахалинской, Челябинской областях.
Основаниями для внесения актов реагирования явились отсутствие обязательной государственной регистрации аттракционов, несоблюдение сроков их службы, ненадлежащие крепление и ограждение оборудования.
К примеру, в Ставропольском крае и Костромской области по результатам принятых мер реагирования прекращена эксплуатация батутов, не отвечающих требованиям государственных стандартов.
Повсеместно прокуроры в судебном порядке требовали переноса игровых и спортивных площадок, находившихся в охранной зоне линий электропередач, теплотрасс, газопровода или канализационных люков, представляющих потенциальную опасность для детей.
Кроме того, активно реализуется практика реагирования по выявлению, учету и оформлению права собственности на бесхозяйные и заброшенные объекты. Прокурорами установлено свыше 5,7 тыс. бесхозяйных объектов, а также заброшенных, недостроенных зданий, строений и сооружений. Приняты меры к оформлению на них права собственности, свыше 900 уже приведены в безопасное состояние.
В частности, прокуратурой Забайкальского края выявлен факт получения ребенком травмы в результате обрушения стены заброшенного здания, не поставленного органами местного самоуправления на учет в качестве бесхозяйного. По представлению надзорного ведомства опасный объект снесен.
Распространены нарушения, связанные с непринятием собственниками (владельцами) мер по ограничению доступа на потенциально опасные объекты, в том числе аварийные здания и сооружения.
Так, в Камчатском крае основанием для реагирования прокуроров явилось непринятие главами муниципальных образований мер к ограничению доступа посторонних лиц к 20 аварийным домам, расселенным и подлежащим сносу.
Повышенное внимание прокурорами уделяется безопасному пребыванию несовершеннолетних на водных объектах. На более чем 280 из них, одновременно являющихся бесхозяйными, отсутствовали информационные знаки о запрете купания, предупредительные аншлаги или шлагбаумы.
Благодаря принятым мерам устранены нарушения, связанные с несвоевременным обследованием водоемов, взятием проб качества воды, ненадлежащим оборудованием пляжей спасательным оборудованием.
По искам прокуроров в Иркутской области и Еврейской автономной области на муниципалитеты возложена обязанность по оборудованию мест для купания.
В Чувашской Республике, Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях успешно реализовано право законодательной инициативы по установлению административной ответственности законных представителей за нахождение детей на водных объектах без сопровождения.
Соблюдение прав несовершеннолетних находится под пристальным вниманием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.