Зеленский выступил с речью перед журналистами. Полный перевод. Часть вторая:
Если мы действительно хотим чего-то достичь в регулировании, то стоит поэтапно решать задачи. Потому что как только начинается разговор о Крыме, о других наших территориях, — мы заходим в тот формат, который выгоден России: затягивание войны. Быстро договориться ни о чём не получится. Мы уже 12 лет воюем, и это само по себе ответ на вопрос, можно ли в целом договориться с Россией. Это риторика. Можно ли договориться с Россией быстро? Нет. Без давления — невозможно.Давление должно исходить от всего мира и в первую очередь от Америки. И считаю важным отметить: когда президент Трамп предлагал безусловное прекращение огня, мы восприняли это серьёзно. Попытка обсудить все вопросы одним днём — не получится. Такой подход приведёт только к долгим разговорам, продолжению боёв и новым жертвам. Это делается для того, чтобы оказывать на нас давление, а Америка уставала от этого процесса и со временем выходила из него. Это тактика Путина — точно не игра Трампа, не игра Европы и уж точно не позиция Украины. Для нас это война другого масштаба — это серьёзно. Поэтому, на мой взгляд, подобные подходы — ошибка.
Что касается различных инициатив, которые сейчас выдвигаются, — это всего лишь предложения, сигналы, идеи, взгляды. Их можно по-разному трактовать, но это не официальная позиция Украины. Это важно. Если появится официальное предложение, мы сразу дадим соответствующий ответ, и вы узнаете об этом. Пока что звучат лишь сигналы — в том числе в СМИ. Будут звучать и дальше, хотя я не всегда могу понять, от кого они исходят: они могут быть и российскими, и американскими, или от представителей США, которые после диалога с Путиным сделали какие-то выводы. Это может быть видение Соединённых Штатов. Мы понимаем по разным источникам, что эти сигналы исходят оттуда.
Что касается нашей команды — мы имеем мандат на обсуждение безусловного прекращения огня либо частичного прекращения. Мы к этому готовы. Мы готовы зафиксировать: если произойдет прекращение огня, мы готовы к переговорам в любом формате, чтобы не выглядело, будто Украина чего-то не хочет или не может. Потому что после самого факта прекращения огня появится хоть какой-то исход, результат — и тогда станет понятно, готова ли Россия к реальным шагам, а не к очередному затягиванию.
Для нас важны серьёзные шаги, а не имитация действий. Поэтому всевозможные сигналы мы пока не можем воспринимать как реальные предложения. Вопрос Крыма вообще не обсуждается в контексте юридического признания оккупации. Это вне нашей Конституции, это территория народа Украины. И это остаётся неизменным — и в моих заявлениях, и в позиции государства. Конституция Украины своим существованием подтверждает это.