Представителям крымского бизнеса рассказали о преимуществах торговли с Европой в рамках соглашения ЗСТ+
Решение властей подписать углубленное и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле с ЕС (так называемое ЗСТ+) многих представителей реального сектора экономики застало врасплох. Хоть и говорим мы о перспективах евроинтеграции уже лет пятнадцать, не меньше. Скорее всего, сказалась общая для всех привычка жить, заглядывая разве что в завтра, но уж никак не в послезавтра. Да и декларации власть предержащих мы зачастую (и небезосновательно) пропускаем мимо ушей. Ну в самом деле, какой шум был несколько лет назад вокруг вступления Украины в ВТО — а ничего ведь существенно не изменилось. Те, кому есть что продать европейцам, стремятся сертифицировать свою продукцию по тамошним образцам — и вперед. Остальные работают внутри страны и ориентируются на привычный и понятный российский рынок. Сейчас схватились за голову: в этой экономике без политики, увы, никак не обойтись, и наши вполне верят в способность Москвы в отместку за подписание соглашения с Европой «перекрыть кислород» торговле, которой занимаются украинские и российские бизнесмены.
Есть ли для этого политические и экономические предпосылки, или просто «у страха глаза велики» — пусть пока рассуждают политологи. Сейчас, в период подготовки к саммиту в Вильнюсе, неплохо бы понять, что же на самом деле ожидает Украину в случае подписания договора о ЗСТ+, так сказать, «на западном фронте»? Следовало бы, конечно, сделать это раньше, а не в последний момент изучать неподъемный тысячестраничный текст соглашения, но все же лучше поздно, чем никогда.
Непростая задача - отвечать на острыевопросы крымчан
Недавно в Крым приезжали британские эксперты — представители Посольства Великобритании в Украине и консультанты компании СТА. Они активно выступают за евроинтеграцию нашей страны, хотя сама Великая Британия, кстати, не в полной мере принимает нормы Евросоюза: Шенгенское соглашение она подписала на условиях ограниченного членства и не сочла нужным вступать в зону евро. Так вот, при поддержке наших специалистов из экономических ведомств центрального и крымского правительств, а также Торгово-промышленной палаты Крыма гости постарались разъяснить преимущества, которыми сможет воспользоваться украинский бизнес после подписания и при внедрении в жизнь норм и положений торгового соглашения, а также разрушить существующие вокруг этой темы мифы.
Сразу скажем: не все задуманное получилось. Зато состоялся действительно живой и заинтересованный разговор, разгорелась дискуссия, гостям указали на многие проблемы и даже вынудили в результате признать ряд непопулярных моментов, с которыми столкнется отечественная экономика. Это уже хорошо. Основная задача таких семинаров — информирование. По идее, после этого у участников данного процесса должно пробудиться желание что-либо изменить в организации своего бизнеса для минимизации предстоящих рисков и полного использования новых возможностей.
Итак, что же говорят британские эксперты на тему мифов о том, что:
— Украина потеряет часть своего суверенитета в сфере торговой политики.
— Это не так. ЗСТ+ распространяется только на торговлю между Украиной и ЕС и не предусматривает создания таможенного союза с делегированием полномочий наднациональным органам. Украина может свободно определять собственный торговый режим и политику в отношении торговли со всеми странами мира. Все уже существующие договоренности также остаются в силе.
— Открытие рынка для ЕС приведет к экономическому коллапсу.
— Многие действительно опасаются, что ЗСТ+ распахнет двери для более дешевого и качественного импорта из ЕС, который вытеснит украинские товары. Однако соглашение открывает перед украинскими предприятиями такие же возможности на рынке ЕС, как и для европейских — на украинском. Более того, ЕС обеспечивает доступ на свои рынки быстрее, чем Украина, в первые же годы после подписания документа. К тому же и сегодня европейские товары здесь широко представлены, тарифные ставки невысоки, и в дальнейшем влияние либерализации тарифов для товаров из ЕС будет весьма ограниченным. В соглашении также оговорены некоторые специальные защитные механизмы для особо чувствительных для Украины отраслей, например, автомобилестроения. Отечественную легкую промышленность тоже пытаются защитить: в течение шести лет будет сведена к нулю действующая сейчас ставка ввозной пошлины на товары секонд-хенд, но при этом внедряются входные цены в евро за килограмм продукции — на уровне 30 процентов от средней за последние два года таможенной стоимости новой одежды.
— Все изменится немедленно.
— ЗСТ+ внедряется постепенно, и украинские правила ведения бизнеса тоже будут меняться на протяжении достаточно длительного периода. Так, отменять ввозные пошлины Украина будет в течение 10 лет, для осуществления некоторых других изменений она имеет 15 лет. Поэтому у украинских предприятий достаточно времени подготовиться и скорректировать свою работу прежде, чем начать придерживаться новых правил. Процесс адаптации украинского законодательства, ликвидация технических барьеров для доступа на рынок ЕС на самом деле начался еще в 2005 году, и на сегодняшний день уже многое сделано: утверждены и введены в действие 16 из 27 европейских регламентов, приняты 1427 из 5000 стандартов.
Насколько верны эти и другие предсказания светлого будущего, мы со временем увидим. Но пока европейцы смело разрушают, пожалуй, самый главный для определенной части населения Украины миф о том, что деньги на нас посыплются, как из рога изобилия. Директор компании СТА Марк Хейлиер говорит: появляются возможности, но для их реализации необходимы стратегическое планирование, инвестиции в обновление производства, внедрение новых технических условий. Выгоды есть, уверен эксперт, однако они не автоматические, и подписание соглашения о ЗСТ+ — не конец, а только начало большой работы, на осуществление которой у Украины есть 10 лет.
Через десять лет может оказаться, что работать тут уже будет некому, внимательно выслушав гостей, пессимистично высказываются крымские предприниматели. Наиболее ярко озвучил свои сомнения генеральный директор ОАО «Пневматика» Николай Васильев. У машиностроителей есть серьезные сомнения относительно новых перспектив, а вот российский рынок мы теряем, и это — уже реальность. Закрываются и белорусский, казахстанский. Между тем 70 процентов украинского экспорта идет в страны Таможенного союза, в Европу мы не поставляем почти ничего. Директор предприятия полагает, в Европе нас никто не ждет — и потому, что технологии отстают, и потому, что в принципе сам европейский рынок также сбалансирован, чужаков на него не пустят под любым предлогом. «Нас хоронят», — высказал Н. Васильев мнение руководителей ряда крымских предприятий. Украинское машиностроение, которое создает реальную прибавочную стоимость и рабочие места, Европе не нужно — поддержали его участники дискуссии.
Что делать? На традиционный для нашей культуры и психологии вопрос единого ответа, как водится, пока не нашлось. Эксперты, в частности консультант СТА Сергей Нерпий, советуют внедрять европейские технологии и идти со своей продукцией на другие рынки мира — в Азию, например, или в Африку. Да, некоторые предприятия закроются, также признает он, другие перепрофилируются.
Тяжело отрицать необходимость двигаться вперед и развиваться, однако и о людях, которым нужно есть сегодня и завтра, а не через десять лет, тоже следует подумать. Мы уже переживали развал страны и горизонтальных связей между предприятиями, конверсию и сокращение производства… Директор департамента евроинтеграции Министерства экономического развития и торговли Украины Марина Фарафонова заверяет, власть знает о рисках и проблемах, вопрос, как их преодолеть, сейчас рассматривают на самом высоком уровне.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото автора.