Знаете, между здоровой самокритикой и капитуляцией есть разница. Большая, можно сказать. Как и между дипломатической гибкостью и унижением, между прагматизмом и предательством собственного достоинства. Когда сталкиваешься лицом к лицу с грабителями и уступаешь им, стараясь быть вежливым и не злить, то эти уступки становятся для них только приглашением к продолжению, а ваша вежливость воспринимается однозначно – как слабость.
От Айвазовского до "где-то снесли"
История старая, но её очередное обострение началось с художника. Азербайджан снёс в Степанакерте памятник Ивану Айвазовскому – русскому живописцу армянского происхождения, автору легендарного "Девятого вала" и тысячи морских пейзажей. ТАСС сообщил об этом факте, по традиции назвав Степанакерт Степанакертом. Но Баку возмутился – мол, какой ещё Степанакерт, если азербайджанское название Ханкенди, требуем извинений! И что же ТАСС? А ТАСС послушно отредактировал сообщение.
Мария Захарова попыталась пройтись по лезвию ножа, и устыдив "дорогих партнёров", и не разозлив их при этом, и написала дипломатичный пост в защиту Айвазовского в своём телеграм: "Где-то снесли памятник", – приложив картины гениального художника.
Однако на это в Азербайджане уже не среагировали. Потому что там добились своего – Москва поддалась, проглотила пилюлю и отступила. На картины им плевать. В исламе они вообще "харам".
Казалось бы, мелочь. Но из этих "мелочей" складывается путь и стиль, и внешний диалог. И всё это с каждым днём выглядит как симптом гораздо более серьёзной болезни: возникает ощущение, что воля России сломалась настолько, что мы позволяем нашим врагам требовать от нас извинений за правду.
"Врагам", переспросите вы? Не рановато ли для таких ярлыков?
Слушайте дальше.
Идеология оправданного преступления
За действиями Азербайджана стоит не просто дипломатическое недовольство.
Много ошибок сделано с рухнувшим самолётом, хотя надо было сразу брать ситуацию в свои руки, не оставляя оппоненту никаких других возможностей, кроме как сказать "эээ, ну ладно". Вместо этого мы дали Баку кучу времени, чтобы использовать ситуацию в своих интересах.
Пока столичные небожители пересылали друг другу и вверх-вниз служебные письма с пометкой "разобраться, доложить", Алиев трясся в картинном гневе, вдоволь отыгрывая карту трагедии и отплясывая на костях жертв свою лезгинку. Но в конце концов всё, проехали, извинились, хватит. Нет, тюркский волк будет теперь кусать русского медведя до последнего, пока не съест полностью.
Странная настойчивость Баку, как и вся последняя политика Алиева, имеет под собой простое объяснение. Азербайджанская элита с подачи Эрдогана заражена вирусом неоосманизма – агрессивной идеологией, в основе которой лежит принципиальное оправдание исторического преступления.
Чтобы вам было понятнее, вот как об этом пишет турецкая газета Star.com.tr:
Мечеть "Айя-София" была символом священного завоевания, обещанного нашим Господином Пророком. С этой точки зрения, она была зеницей ока всех наших падишахов, так как уважение к мечети "Айя-София" было проявлением решительности в воле к завоеванию.
В переводе на русский:
Всё моё – моё, а всё твоё – тоже моё.
Современная Турция возникла на костях Византии. Азербайджан – на исторических армянских землях. Тот же Степанакерт, из-за которого сейчас снова начался сыр-бор, веками был армянским: с X по XVI века – как Вараракн в составе княжества Хачен, до XVIII века – в меликстве Варанда. Само название "Ханкенд", которое дали ему тюрки, просуществовало лишь до 1923 года, когда город стал Степанакертом в честь армянского революционера.
Фирменный османский стиль – откинуть всю эту историю в сторону и, пыхтя от бешенства, сразу требовать извинений, без всякой попытки диалога.
И это не случайность, а настоящее культурно-историческое ДНК самой Османской империи, оживший труп которой инвольтировал элиту современного Азербайджана.
Факт захвата, оккупации и геноцида чужой страны – это идейная основа как турецкой, так и азербайджанской государственности. И у них, увы, есть только два варианта выхода.
Начать каяться в этих преступлениях. А каяться очень трудно, и для человека, и для любого государства, так как ставит под вопрос само его право на существование и требует титанических жертв и усилий на исправление.
Гораздо, в миллионы раз легче принять своё преступление как хорошее дело и дальше от этого строить свою идеологию – возвести совершённые убийство и грабёж в принцип жизни, объяснять свои преступления волей Аллаха.
Чтобы вам стало окончательно понятно, насколько это легче – вообще по кайфу, – представьте, что Раскольников, грохнув злосчастную старушку, не впал в ступор, а с широкой улыбкой кинул топор в Неву, по-быстрому загнал хабар и поставил бизнес на широкую ногу. Продолжил "кокошить" бабушек, дедушек, да вообще всех, кто слабее, а отнятое у них имущество заботливо украшать своими инициалами и наслаждаться жизнью без страха и упрёка.
А при встрече с Порфирием Петровичем – в окружении телохранителей и адвокатов – с улыбочкой пояснять:
Тварь я дрожащая или право имею? Имею, конечно.
Именно так и поступили неоосманисты.
И Турция, и Азербайджан построены на костях христианских народов – греков, армян, ассирийцев, сербов, болгар. Перед неоосманистами был выбор – осудить своё прошлое, просить прощения у теней своих жертв и начать жить в мире с их потомками. Или оправдать своих предков и разрешить себе продолжать их дело.
Айя-София. Фото: Министерство культуры Турции Muze ?stanbul
Неоосманизм Эрдогана, которым он заражает весь "тюркский мир", – это продолжение именно второго выбора. Если твоя цивилизация построена на геноциде, значит, геноцид (для тебя) – это хорошо. Если ты захватил чужие земли и храмы, поставив над ними свои полумесяцы, значит (по-твоему), этого хотел Аллах. Если ты порабощал славян и пил их кровь, значит (в твоём понимании), это и есть добро.
Хуже всего, что это оправдание автоматически переносится из прошлого в будущее. Если ты делал это, делай это дальше.
Идеология неоосманизма под ширмой "тюркского мира", как раковая опухоль, распространяется по всему постсоветскому пространству.
Реакция Москвы – "извините, мы больше не будем".
Больше не будем – что?
Вы не понимаете, что будет дальше с таким подходом?
Эрдоган как объединитель "тюркского мира"
Президент Азербайджана Ильхам Алиев открыто заявил:
В деле объединения тюркского мира огромная роль принадлежит моему дорогому брату, уважаемому президенту. Под его руководством были достигнуты большие успехи как в Турции, так и созданы новые возможности для более тесного объединения тюркского мира.
Братья по оружию. Фото:Global Look Press
Организация тюркских государств (ОТГ) – такое невинное имя выбрал Эрдоган для возрождения Османской империи – уже объединяет пять полноправных членов: Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Товарооборот между ними составляет $45 млрд, планируется рост до $90 млрд. Обсуждается создание единой валюты, единого тюркского алфавита из 34 букв, координация спецслужб.
Скриншот: caliber.az
"Made in Turan" – новый бренд, объединяющий производителей нескольких стран тюркского мира, уже представлен на форуме экспортёров Азербайджана. Турецкие СМИ применительно к среднеазиатским народам используют термины "узбекские турки" и "киргизские турки".
Захват умов в Казахстане и подавление Армении
Казахстан – следующая цель неоосманской экспансии. Пока что робко, но власти уже начинают примеривать новую геополитическую ориентацию. На фоне растущих экономических связей с Турцией и участия в ОТГ Астана постепенно дрейфует от российской орбиты влияния.
Экономические рычаги работают в нужную сторону: повышение тарифов, изменение налогового законодательства и рост цен на коммунальные услуги в Казахстане ухудшают жизнь и напрягают народ. На этом фоне им подаются турецкие инвестиции и "тюркское братство" как логичный и привлекательный выход из трудностей.
С Арменией всё ещё печальнее. 14 января 2025 года она подписала Хартию о стратегическом партнёрстве с США, перед этим одобрив законопроект о начале вступления в Евросоюз. Можно, конечно, кидаться в армян гнилыми помидорами и презрительно фыркать. Однако есть мнение, что их поведение – лишь следствие того, что Россия оказалась неспособна защитить Армению.
Осенью 2023-го, нагло расстреляв наших миротворцев, Азербайджан вернул себе полный контроль над Карабахом. И это окончательно подорвало позиции России в армянском обществе. Ереван сделал единственный вывод, который мог сделать: если Москва не может защитить армян, придётся искать других покровителей. А там уж кто руку протянет. И нет времени разбираться, с какой задней мыслью он это сделал.
Но и уходя поневоле в западные объятия, Армения вынуждена мириться с реальностью растущей тюркской гегемонии в регионе. Турция и Азербайджан контролируют транспортные коридоры, энергетические поставки, экономические связи. Ереван может подписать хоть 10 хартий с Вашингтоном – географию и экономику не переломить.
И да, про географию.
География Великого Турана
Карта "тюркского мира", подаренная Эрдогану лидером турецких националистов, включает огромную территорию от Балкан до Синьцзяна, в том числе значительную часть России – Крым и Якутию, Кавказ и Алтай.
Лидер ПНД Девлет Бахчели и Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Turkish Presidency
Это не
фантазии каких-то там маргиналов – это программа-максимум, к которой последовательно идёт Анкара. Эрдоган включает в "тюркскую нацию" не только гагаузов, бошняков, косоваров-албанцев, азербайджанцев, казахов, туркмен, узбеков и киргизов, но и наших российских татар, башкир, якутов, алтайцев, балкарцев, карачаевцев, тувинцев, хакасов, чувашей.
В октябре 2024 года принято решение о создании официальной карты тюркского мира на уровне Организации тюркских государств, а также согласован общий тюркский алфавит из 34 букв.
В эту карту входят 20 регионов России:
– Крым, Кубань, Ростовская область и республики Северного Кавказа,
– Саратовская, Астраханская, Ульяновская, Самарская области,
– Республика Саха (Якутия), Алтайский край и Республика Алтай,
– Татарстан, Башкортостан, Чувашия.
Момент истины
И тут на сцену выходит могучая русская дипломатия:
Извинити.
А что, правильно. Всё последовательно, всё в одном духе.
Нате вам С-400, дорогие турецкие друзья. Нате вам АЭС "Аккую". Нате вам "Турецкий поток".
Ой, больно, что это вдруг воткнулось в спину?
Это убили посла Карлова. Это сбили русский Су-24. Это помогли сирийским террористам против законного правительства, ударив по русским миротворцам и вагнеровцам. Это дали украинцам "байрактары", броневики и кучу ещё всего.
- Как же так, дорогой друг Анкара?
- Бубубу, брбрбр… (неразборчиво, через губу)
- Спасибо, извинения приняты. Ничего страшного! У нас ещё есть – и послы, и самолёты, и миротворцы. Можно вас обнять? А поцеловать?
Как это вообще случилось? Когда воля России успела сломаться? Когда мы стали позволять требовать от нас извинений за правду?
Возможно, не вчера. Возможно, когда мы стали стесняться собственной истории, искать оправдания перед теми, кто сам по себе является исторической несправедливостью. Когда решили, что дипломатия важнее национального достоинства и чести своей страны.
Но расшаркивание перед неоосманами не поможет. Наоборот, оно смертельно опасно. Это показывает им, что мы потеряли способность к сопротивлению.
Что дальше? Таким путём нас шаг за шагом доломают окончательно. Сейчас они требуют извинений за новости ТАСС. Потом потребуют за Суворова, за русско-турецкие войны и учебники истории.
Потом – за то, что мы вообще существуем на "их" исконных землях. И вежливо попросят убраться. А может, и не очень вежливо.
Тюркский мир наступает широким фронтом от Стамбула до Алма-Аты. У них есть идеология – им плевать, что она построена на костях. Главное, что она работает, мотивируя их элиты и массы.
У них есть экономические ресурсы, есть геополитическая воля. У них есть Эрдоган – лидер, который не стесняется своих имперских амбиций и последовательно их реализует.
А у нас? У нас есть одинокие философы, которые годами призывают власть взять "Русский мир" на вооружение, но в ответ раздаётся лишь "многонациональный русский народ". У нас есть дипломаты, которые вынуждены писать "где-то снесли памятник", потому что, если что случится, никто их не защитит. У нас есть русские, которым по-любому остаётся только терпеть, терпеть везде и всегда – что у себя на родине от мигрантов и покрывающих их силовиков, выпускающих "пугалки" про скинхедов, что в "тюркском мире".
Что с того
Враги уважают только силу. Союзники, кстати, тоже. Слабых не любит никто – даже те, кто формально остается с нами в одних союзах и договорах.
Тем более слабых, которые занимают одну седьмую часть суши, при этом неспособны озвучить свою волю без извинений.
Пора понять: эпоха, когда можно было сохранять влияние уговорами и компромиссами, прошла. Настало время, когда уважают только тех, кто готов биться за свои принципы до конца.
Хотите и дальше извиняться перед сознательными убийцами? Ну-ну. Завтра увидите их в Крыму.