Члены Комиссии СФ по мониторингу законодательства в сфере государственного и муниципального контроля отметили успешность нового формата взаимодействия с контролирующими органами.
Председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко провел расширенное заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства в сфере государственного и муниципального контроля.
Открывая мероприятие, первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин отметил, что итоги 2024 года демонстрируют последовательную реализацию риск-ориентированной модели управления. Он выделил три ее ключевых аспекта: актуальные правила для контролируемых лиц, повышение доверия и осведомленности о процедурах, а также обратную связь, включая досудебное обжалование на портале госуслуг.
Первый вице-спикер СФ особо отметил важность нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и мониторинга применения соответствующих законов. В этой связи Андрей Яцкин напомнил о новом механизме стимулирования бизнеса через заключение инвестиционных соглашений вместо применения штрафных санкций. Инициатива, закрепленная в недавнем постановлении Правительства, направлена на поддержку предприятий и сохранение рабочих мест. «Цель этого механизма – реальная защита прав работников и предотвращение остановки предприятий. При этом бизнес получает возможность исправлять нарушения через долгосрочные инвестиционные программы, что будет способствовать развитию промышленногопотенциала регионов».
Первый заместитель Председателя Совета Федерации выделил несколько направлений реформы контрольно-надзорной деятельности, которые требуют дальнейшего обсуждения. Среди приоритетных задач – совершенствование федерального земельного надзора и развитие дистанционных методов контроля. При этом он сделал акцент на мониторинге выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
Отдельно отмечена необходимость консолидации преференциальных режимов для Дальнего Востока, что в том числе включает создание единых подходов к организации контрольно-надзорной деятельности, указал Андрей Яцкин.














































Директор Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства РФ Андрей Спиридонов сообщил о сокращении с 2019 года в четыре раза, до 312 тысяч, проверочных мероприятий. «Одновременно количество профилактических визитов выросло до 1,2 миллиона». В качестве центрального направления он выделил развитие системы индикаторов риска. В ходе реализации обновленного закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство РФ совместно с Генеральной прокуратурой постоянно отслеживают эффективность индикаторов риска, характеризующих вероятность нарушений на подконтрольных объектах. Ведется работа по анализу и корректировке показателей, чья эффективность составляет менее 75%».
Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев рассказал о главных результатах реформы контроля и надзора. Он отметил, что в 2024 году продолжилось внедрение риск-ориентированного подхода, что позволило сократить количество проверок. «Это стало возможным благодаря концентрации надзорных мер на объектах высокой и чрезвычайно высокой категории риска».
Профилактические визиты остаются востребованным инструментом взаимодействия с бизнесом, продолжил Алексей Херсонцев. «Важно, чтобы это была реальная помощь предпринимателям. Мы внедрили механизм обратной связи через портал госуслуг, чтобы оценить эффективность таких визитов».
«Сервис досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов показал рост доверия со стороны бизнеса, который видит в этом механизме действенный инструмент защиты своих прав. Несмотря на сокращение проверок, ключевые показатели безопасности остаются на высоком уровне», – констатировал заместитель Министра.
Алексей Херсонцевпредставил рейтинг ведомств и регионов по эффективности надзорной деятельности. Среди федеральных органов он выделил Росздравнадзор и Роструд, среди субъектов РФ – Санкт-Петербург, Севастополь, Свердловскую и Московскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ходе обсуждения выступили руководители и представителиФедеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Счетной палаты, субъектов Федерации, эксперты.