До конца марта в России запустят движение беспилотных грузовиков

До конца марта в России запустят движение беспилотных грузовиков
Фото: gazetacrimea.ru

До конца марта на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) в России планируется запустить движение беспилотных грузовиков. По словам замминистра транспорта РФ Андрея Никитина, сейчас по трассе М-11, связывающей Москву и Санкт-Петербург, бесперебойно курсируют 67 таких грузовых авто.

Умная дорога

Беспилотное грузовое автодвижение в России запустили в июне 2023 года. Первой трассой стала упомянутая выше М-11 «Нева». Движение беспилотников на колёсах по ней открыли в рамках экспериментального правового режима, который фактически разрешает провести запуск таких авто на участке трассы. Правда на тестах присутствовали два водителя-испытателя.

Тогдашний вице-премьер, а ныне министр обороны России Андрей Белоусов заявил, что необходимо стремиться к переходу на пятый уровень автономности беспилотного транспорта, который предполагает управление без человека в кабине.

– Диспетчер беспилотного движения будет находиться за сотни или тысячи километров, – пояснил он. – Это уже умная дорога, где высокоскоростной интернет позволяет отслеживать движение транспорта в режиме онлайн. Пока в нашей стране нет ни одной дороги, которая бы отвечала таким требованиям, но до 2030 года это запланировано. Мы идём в графике и первый шаг уже сделали.

Как пояснили в Минтрансе, изменение нормативного регулирования позволило бизнесу начать разработку беспилотных грузовиков и отработку моделей беспилотной перевозки грузов. Сейчас грузы на М-11 перевозят такие компании, как Navio и NatCar, также в эксперименте участвуют «Глобалтрак», ПЭК, Х5, «Магнит», «Газпромнефть-снабжение» и Wildberries. Парк так называемого высокоавтоматизированного транспортного средства составляет более 50 грузовиков.

Коридоры в будущее

Проект «Беспилотные логистические коридоры» – одна из утверждённых правительством инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Объём расходов на эту инициативу оценивается приблизительно в 5,2 миллиарда рублей. Предполагается, что к 2030 году беспилотные грузоперевозки будут организованы на 20 тысячах километров федеральных дорог. В Минтрансе ожидают, что использование грузовиков с автопилотами только на одной трассе М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.

В начале прошлой осени на трассе М-11 запустили полноценное движение полностью беспилотных грузовиков и таким образом в рамках форума «Цифровая транспортация» фактически открыли первый в стране беспилотный логистический коридор. Тогда министр транспорта России Роман Старовойт объявил о планах по расширению географии на ЦКАД в 2025 году и М-12 «Восток» в 2026-м.

А вице-премьер-министр Виталий Савельев отметил:

– Нам есть чем гордиться в части создания конкурентоспособных цифровых продуктов, и мы должны оставаться в авангарде цифровых процессов.

Прошлой весной премьер-министр Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии о реализации инициатив социально-экономического развития по направлению «Технологический рывок» с 2025 по 2030 год поручил запустить беспилотные грузовики по трассам из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону.

Беспилотник делает то же самое, что и человек за рулём, только мозг у него электронный, а вместо глаз – набор техники. При движении грузовика система управления автомобилем использует сразу несколько специальных датчиков, а для маневрирования применяется цифровая модель дороги. Информация поступает в программное обеспечение беспилотного тягача и там обрабатывается. Камеры высокотехнологичного устройства «смотрят» в разных направлениях. «Картинку» анализирует компьютерная программа, чтобы выявлять препятствия, людей, автомобили и другие объекты на проезжей части, а также её границы, разметку и даже знаки. Стереокамеры определяют расстояние до объектов, радар – расстояние до объектов с помощью радиоволн (как на боевых кораблях или самолётах), лидар, лазерный датчик кругового обзора, составляет трёхмерную карту пространства вокруг машины. Приёмники GPS/ГЛОНАСС, инерциальные измерители и сенсоры показывают, с какими скоростями вращаются колёса, куда они повёрнуты и так далее.

К 2030 году беспилотные грузоперевозки предполагается организовать на 20 тыс. км федеральных дорог.

Василий АКУЛОВ

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей