В Евпатории приступили к капитальному ремонту одной из архитектурных достопримечательностей города – выходящего на Театральную площадь трёхэтажного «Дома с оленем».
Процесс пошёл
Глава администрации Евпатории Александр Юрьев рассказал, что ремонт проводит предприятие, которое имеет лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, выданную Министерством культуры РФ. Мэр признал, что на протяжении многих лет строение находится в плачевном состоянии и с просьбой о спасении здания евпаторийцы обращались к нему не единожды. По словам Юрьева, работы выполняются в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение Госстройэкспертизы.
– На объекте ведутся научное сопровождение, авторский и технический надзор, – уточнил глава городской администрации, поблагодарив за содействие в выделении средств на ремонт и реставрацию здания главу Крыма Сергея Аксёнова.
Летом прошлого года Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил провести проверку сообщений в СМИ «о ненадлежащем обслуживании» дома и доложить о результатах процессуальной проверки. Жильцы дома настаивали на том, что тот находится в аварийном состоянии (в стенах появились трещины, обваливаются потолочные перекрытия и штукатурка), а капитальный ремонт запланирован лишь на 2028 год.
Олень и лётчики
Народное название «Дом с оленем» жилое здание получило благодаря скульптурному изображению головы оленя в полуциркульной нише аттика на южном фасаде. Ожидается, что её, как и шпиль на крыше, служивший молниеотводом, восстановят. В общественном движении «Штаб архитектора Генриха», призванном популяризировать творения Адама Генриха и в целом всячески способствовать сохранению культурного наследия, отмечают: всё указывает на то, что здание, возведённое в 1912 году в 105-м строительном квартале, проектировал тогдашний городской архитектор Евпатории Адам Генрих. За четверть века, когда он с 1894 по 1919 год занимал должность городского архитектора, Генрих создал генеральный план развития города, определивший становление курорта в XX веке.
– Современная Евпатория, особенно в исторической её части, ныне немыслима без принятых Генрихом градостроительных решений, – отмечает историк архитектуры, исследовательница творчества и жизни архитектора, руководитель «Штаба Генриха» Виктория Струнина. – В Евпатории архитектурный стиль модерн, приверженцем которого был Генрих, отличается роскошной эклектичной смесью самых разнообразных комбинаций. Его манере проектирования, особенно в период, когда главенствовал модерн, присущи совершенство вписывания тела здания в существующую застройку, богатая пластика скульптурного оформления главного фасада и роскошь внутренней отделки с обилием лепки, изысканность применения металлических деталей с растительными орнаментами на балконах.
Струнина уверена, что в архитектурном решении этого здания проявилась богатая фантазия Генриха. Цоколь, например, напоминает скалу, первый этаж расшит как квадровая кладка, на стенах второго раствор набрызган поверх штукатурки, а третий имеет гладкую поверхность.
– Почему именно фигура оленя была выбрана для декора здания, история умалчивает, – разводит руками исследовательница.
Краевед и историк Надежда Павленкова рассказывает, что дом построен из местного камня – ракушечника, а его крыша первоначально была перекрыта марсельской черепицей. По одной из версий, это был доходный дом землевладельца Христофора Захарьевича Овчинникова.
– «Дом чабана» – так говорят о нём старожилы, – продолжает исследовательница. – Каждый, кто живёт в доме, рассказывает историю об оленёнке, которого подобрали чабаны и оставили в отаре. По другой легенде, владельцем дома был человек по фамилии Общий. Один из краеведов сохранил в памяти давно услышанный рассказ о Тане Общей, отец которой до революции нашёл «котёл с золотом» – клад золотых украшений античного времени. Продав их и разбогатев, он построил себе грандиозный дом и стал жить на широкую ногу. Но, потеряв после революции свои богатства, простился с жизнью.
Евпаторийцы называли этот дом и «Домом лётчиков», поскольку там жили семьи авиаторов.
– В 1916 году Управление Военного воздушного флота России перевело Киевскую школу лётчиков-наблюдателей и Одесскую школу воздушного боя в Евпаторию, – напоминает Павленкова. – Более трёхсот членов лётного состава прибыли в Евпаторию в сентябре 1917 года. В 1925 году из Одессы в Евпаторию перебазировался 50-й отдельный истребительный отряд под командованием Петра Павлушова. В городе было несколько зданий, где компактно проживали семьи лётчиков, но в лексиконе горожан «Домом лётчиков» всегда называли этот.
«Не всё потеряно»
В январе 1921 года здание вместе с доходным домом внутри было национализировано. Как уточняет Виктория Струнина, в списке капитальных домов 14-го кварткома оно указано как трёхэтажный дом с шестью квартирами и 31 комнатой. Владельцем значился некий Самуил Биншток. В 1922-м «Дом с оленем» стал муниципальной собственностью, в нём находились квартиры жилфонда. Спустя десятилетия последние перешли в собственность их жильцов после приватизации, проведённой на излёте прошлого века.
По словам Виктории Струниной, помимо беспощадного времени, разрушению памятника архитектуры в значительной степени способствуют атмосферные осадки и, как ни удивительно, легендарный евпаторийский трамвай (линии проходят в считаных метрах от дома).
– Для мягкого хода под шпалы необходимо прокладывать специальный гасящий вибрационные колебания слой, но он, увы, отсутствует, – отмечает эксперт. – Плюс большое количество праздников, что проводятся на Театральной площади: звуковые вибрации от громкой музыки, салютов также в немалой степени пагубно влияют на состояние здания.
Евпаторийцы называли это здание и «Домом лётчиков», поскольку там жили семьи авиаторов.
Василий АКУЛОВ