«Тьюторство – это не жалость, а возможности», – волонтёр инклюзивного центра «Преград нет» Полина Безсонова развеяла стереотипы об особенных детях и рассказала о том, как меняются их судьбы.
УЗНАЙ, НА ЧТО СПОСОБЕН
– Сколько сейчас подопечных в центре?
– Более 250.
– Говорят, что среди детей с аутизмом много гениев…
– Да, кто-то талантлив в пении, кто-то уходит в профессиональный спорт. Например, наша воспитанница стала тренером по теннису. А один мальчик знает историю лучше любого учителя, обладает феноменальной памятью. Он буквально впитывает знания из книг и новостей.
– Какие стереотипы о детях с ОВЗ вам встречаются?
– Что дети с аутизмом неэмоциональны и неспособны к эмпатии. Но это не так – они просто по-другому проявляют чувства. К тому же они избирательны в общении: кого-то принимают, кого-то – нет. Всё зависит от их состояния, настроения. А вот дети с синдромом Дауна действительно очень тёплые и быстро привязываются к людям.
Чтобы помочь ребятам с аутизмом научиться выражать свои чувства, мы открыли актёрскую студию. Там они работают с эмоциями, осваивают сценическое движение, взаимодействуют с предметами. Им тяжело, но мы нашли талантливых специалистов, которые помогают маленьким актёрам раскрыться. В комплекс занятий входит даже ритмика, что особенно полезно для развития саморегуляции (способности контролировать свои эмоции, мысли и поведение. – Ред.). Второе распространённое заблуждение – что выступление ребёнка с ОВЗ вызывает только жалость. Это не так! Иногда ребята поражают зрителей мастерством.
– Какие программы пользуются наибольшей популярностью?
– Удивительно, но не хореография и не музыка, а барабаны! Дети их обожают.
– Как думаете, с чем это связано?
– Во-первых, игра на барабанах даёт детям с аутизмом уникальную возможность выразить свои эмоции без слов. Многие из них испытывают трудности с вербальной коммуникацией, и барабаны становятся для них средством самовыражения. Через ритм и звук они могут передать свои чувства и настроение, что помогает снизить внутреннее напряжение и стресс. Во-вторых, занятия на барабанах способствуют улучшению концентрации и самоконтроля. Исследования показывают, что регулярная игра на ударных инструментах помогает детям с РАС (расстройствами аутистического спектра. – Ред.) лучше сосредотачиваться. Это связано с тем, что игра требует координации движений и внимания к ритму. Кроме того, барабанные занятия способствуют развитию моторных навыков. Дети учатся синхронизировать движения рук и ног, что положительно сказывается на их общей моторике. Это особенно важно для наших подопечных, так как многие из них сталкиваются с трудностями в этой области.
– Можете поделиться случаями прогресса подопечных?
– Одна наша воспитанница с ДЦП за год научилась ходить и делать кувырки. Другой ребёнок не мог держать ложку, но благодаря занятиям с барабанами сначала смог удерживать палочки, а потом и есть самостоятельно. Девушка, которая в 20 лет не понимала обращённую речь, через несколько лет занятий заговорила.
Кроме того, мы 18 лет сотрудничаем с интернатом для глухих и слабослышащих. Раньше большинство его выпускников просто сидело на пособиях. Лишь единицы поступали учиться или искали работу. Но благодаря нашему центру ситуация изменилась. Занятия дают детям уверенность. Они начинают осознавать свои силы. Сейчас сами учителя говорят нам: «Мы видим, что наши ребята поступают в колледжи, в вузы, работают!» Они реализуют себя, доказывая, что могут больше, чем от них ожидали.
ОБНЯТЬ, НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
– Что главное в работе с особенными детьми?
– Главное – относиться к ним как к обычным детям. Жалость тут не поможет. Я требую дисциплины, но при этом важно, чтобы занятия приносили радость. Например, у детей с аутизмом есть сложности с самоконтролем, но у ребят с ДЦП дисциплину можно воспитать.
– А какие изменения в поведении детей вы наблюдаете благодаря тьюторству?
– Они становятся увереннее, учатся заботиться друг о друге, приобретают независимость. Если раньше родители стеснялись показывать детей, то теперь ведут их на занятия, потому что видят результат.
– Как родители участвуют в этом процессе?
– Некоторым родителям сложно принять необходимость включаться в процесс, работать с ребёнком. Когда они узнаю?т, что занятия требуют их активного участия, некоторые просто уходят. Это тяжёлый труд, и не все к нему готовы. Есть те, кто живёт интересами своего ребёнка, поддерживает его во всём, участвует в занятиях, помогает с домашними заданиями. Но существует и другая категория родителей – те, кто полагает, что достаточно просто отдать ребёнка в центр, а дальше он должен развиваться сам. Они ждут, что тьюторы всё сделают за них. Но без вовлечённости семьи невозможно добиться серьёзного прогресса!
Кстати, в нашем центре есть йога для мам. Она позволяет немного отстраниться, восстановиться эмоционально. Ведь, как и любому человеку, родителям детей с особенностями здоровья требуются отдых и разгрузка.
Но в целом крымские родители становятся всё более осознанными. Они понимают, что ребёнок способен развиваться, становиться лучшей версией себя. Особенно если есть возможность заниматься бесплатно в инклюзивных центрах, где работают профессионалы. Мы, например, открыли группу, где дети с речевыми нарушениями проходят комплексную подготовку. Там работают логопеды, педагоги, которые готовят их к школе, ставя задачу максимально приблизить ребёнка к норме, чтобы он мог учиться наравне со сверстниками.
МОСТИК В ЭТОТ МИР
– А как вы пришли в эту профессию? Что стало отправной точкой?
– В 2014 году впервые организовали премию общественного признания «Преград нет». Тогда я участвовала как танцор и волонтёр – работала с ребятами с синдромом Дауна и слабослышащими детьми. Мы репетировали вместе, дружили, общались, переписывались. Это было естественное погружение в процесс, который со временем стал неотъемлемой частью моей жизни. Сейчас я веду направление художественной гимнастики и являюсь куратором всех групп волонтёров.
– Это тяжело морально. Не возникало ли желания всё бросить?
– Никогда. Мои воспитанники вдохновляют меня не меньше, чем я их. Когда вижу, что у ребёнка получается то, что ещё вчера казалось невозможным, я в восторге. Это даёт силы двигаться дальше. Конечно, бывают моменты усталости, но достаточно нескольких минут, чтобы прийти в себя, и снова в бой.
– Но наверняка не все выдерживают такую нагрузку?
– Разумеется. Работа с детьми с расстройством аутистического спектра особенно сложна: они могут кричать, кусаться, драться. Не каждый к этому готов. В таких случаях мы стараемся перевести волонтёров к более спокойным детям, например, с синдромом Дауна.
– Как проходит ваш рабочий день? Работа тьютора больше связана с поддержкой или с обучением? Где границы ваших задач?
– Волонтёр – это человек, к которому дети привыкают. Одна из моих главных задач – создать доброжелательную атмосферу, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Важно научить волонтёров правильно помогать: когда достаточно подсказать, а когда необходимо физическое сопровождение. Есть дети, которым нужно вдохновение, а есть те, кого нужно просто поддержать. Это очень ответственная и важная работа. Иногда кажется, что тьютор становится для ребёнка единственным мостиком в этот мир.
Обратите внимание
Инклюзивный центр «Преград нет» расположен в Симферополе. Занятия для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью здесь проводят бесплатно. Всю интересующую вас информацию можете получить по телефону +7 (978) 500-77-77.
Диана МАСЛОВА