О попытках Англии использовать караимское и крымско-татарское население Крыма в политических целях
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
В то время, когда США и Россия ведут переговоры по Украине, Англия примеряет на себя роль главного поджигателя войны. Британское правительство отвергло требование Москвы о прекращении военной помощи Киеву для остановки боевых действий. Больше того, активизировало переговоры со странами ЕС по принятию плана отправки на Украину наземных, воздушных и морских контингентов. Согласно предварительным договоренностям, в случае заключения перемирия предполагается отправить на Украину формирования 30 западных стран. При этом британцы планируют отвести себе сектор на юго-западе Черного моря – с явным прицелом на Крым. Почему англичан интересует именно этот регион?
Англия положила глаз на полуостров еще с конца XVI века, а именно, с момента официального установления дипотношений с Османской империей в 1593 году. В этот период полуостров входил в состав Крымского ханства, правитель которого являлся вассалом султана. Под юрисдикцией ханства находилось практически все северное Причерноморье площадью в 400 тысяч км?. Уже тогда британцы по достоинству оценили стратегическое положение Крыма.
Обладание полуостровом позволяло контролировать всю логистику Черного моря. Кроме того, Крым являлся одним из центров международной работорговли. Отсюда живой товар поставлялся не только на рынки Ближнего Востока, но и всей Европы, включая Англию. Англичане были заинтересованы в том, чтобы глубже зайти в этот бизнес.
Но едва ли не самое главное то, что крымский вассал султана претендовал на статус единоличного наследника Золотой Орды. На этом основании он выдвигал претензии на все бывшие земли Древней Руси. Это служило идеальной основой для провоцирования войн исламского мира с Россией. С тех пор британцы рассматривали Крым именно в таком контексте. Еще раз повторим: полуостров во всех их проектах рассматривается прежде всего как возможность столкнуть Россию с исламским миром.
И не важно, кого британцы использовали и используют в этих целях. В период существования Крымского ханства они делали ставку не представителей местной общины караимов. Утверждалось, что караимская ветвь иудаизма по своему учению близка английскому протестантизму (англиканству). В действительности такие заявления объяснялись тем, что в введении караимов находились все финансовые вопросы Крымского ханства: чеканка монет, сбор налогов, торговля рабами и др. Чтобы наладить связи с караимами, англичане пошли даже на то, чтобы внести изменения в религиозную доктрину англиканства. Согласно нововведениям, английские протестанты и караимы якобы должны были «совместно выступить против сил зла в последнем сражении конца света – в битве Армагеддона».
Пик сотрудничества между англичанами и караимами пришелся на вторую половину XVIII века. В 1774 году Российская и Османская империи подписали Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Документ закрепил независимый статус Крымского ханства под «покровительством» России. После этого правители ханства объявили о создании «самостоятельной» финансовой системы. И тогда же по предложению караимской общины в качестве главного консультанта хана по финансам был приглашен польский надворный советник Деринг. Он был известен тесными связями с англичанами. История его деятельности очень ярко иллюстрирует отношения британцев к «партнерам».
По инициативе Деринга хан учредил новый монетный двор, расходы на который составили 92 113 рублей, а доходы – 17 737. Чтобы покрыть недостачу, было принято решение чеканить ханскую монету за счет переплавки турецких серебряных аспров, в которые добавлялся сплав меди. Такая порча денег привела к их обесцениванию, что, в свою очередь, спровоцировало дефолт всей финансовой системы ханства. И в этой ситуации британцы не нашли ничего лучшего, как подтолкнуть караимскую общину инициировать выступление против России. Это, в свою очередь, привело к решению о присоединении Крыма к Российской империи в 1783 году. Англия не протестовала против этого акта, согласилась с ним. Сначала втянули в конфликт, затем довели до финансовой катастрофы, а когда запахло жаренным – кинули.
В дальнейшем караимская община утратила былое влияние на полуострове. Поэтому британцы переключились на поиск других «партнеров». Так, со времен Крымской войны Англия периодически примеривала на себя роль «защитницы» крымско-татарской общины. И эта тенденция усилилась в XX веке, когда крымско-татарская диаспора сыграла весомую роль в формировании Турецкой Республики, заняв в ней влиятельные позиции. На сегодняшний день численность крымско-татарской диаспоры составляет 6% всего турецкого населения. Это делает ее третьей по численности этнической группой Турции – после турок и курдов. Влияние крымско-татарской общины в Турецкой Республике позволяет рассматривать «ее идеальным инструментом» сталкивания Анкары и Москвы.
Кроме того, среди крымско-татарской диаспоры крайне популярны идеи светского пантюркизма. Один из ключевых тезисов этой идеологии – признание крымских татар наследниками Золотой Орды, а также центром объединения всех тюрко-язычных народов России. Поэтому в планах британцев крымские татары рассматриваются еще и «катализатором» антироссийских настроений среди тюрков России. Именно в таком статусе их позиционировали в ходе «Всемирного конгресса крымских татар», прошедшего в 2015 году в Анкаре. Этот форум с сомнительным составом принял резолюцию, в которой содержался призыв к ООН предоставить крымским татарам «международную защиту». При этом не скрывалось, что в статусе основных «защитников» выступят Англия и Турция.
Остается только еще раз напомнить, чем заканчивается любое «партнерство» с англосаксами. Используют, подтолкнут к суицидальным действиям и кинут.
Юрий Романенко, РенTV
Каково на Украине быть «ухилянтом»