Крымская роза: как возрождение легендарного бренда ведет к подъему целой отрасли

Крымская роза: как возрождение легендарного бренда ведет к подъему целой отрасли

В интервью ТАСС генеральный директор косметической компании "Крымская роза", эксперт эфиромасличной отрасли Иван Гладун рассказал о возрождении советского бренда крымской розы на полуострове, перспективах российского парфюмерно-косметического рынка и промышленном туризме в регионе.

Иван, давайте начнем с истории. Как крымская роза стала брендом региона еще до Октябрьской революции?

— В этом году эфиромасличной отрасли России 95 лет. И мы задались вопросом: какие тому есть подтверждения? Искали ответы, и нашли несколько документов. Это отчет эфиромасличного треста от 1933 года, а также справка 1960-х годов о состоянии отрасли в ХХ веке. В документах сказано, что последний урожай эфирного масла розы был получен в 1913 году.

Во время Октябрьской революции, Гражданской войны, Первой мировой войны отрасль пришла в упадок. Было не до нее, это понятно. Возрождение началось в 1927 году. Подошли к вопросу тогда фундаментально, начали не с заводов, а с селекции - вывели сорт крымской красной розы, заложили первые плантации. В 1930 году получили первую партию эфирного масла розы. Этот год мы и считаем годом возрождения отрасли.

Специалисты тогда смогли не только создать сырьевую базу, но и выпустить известные всей стране ароматы. Это "Красная Москва", "Ландыш серебристый", "Пиковая дама" и другие. Эти ароматы создавали на базе натурального отечественного сырья. Туда входили эфирные масла, выпущенные комбинатом "Крымская роза". К середине ХХ века в Крыму плантации розы занимали около полутора тысяч гектаров.

Крым производил 50% всего эфирного масла в СССР. Вся отрасль в те годы выпускала 10 тонн розового масла в год, это 10 тысяч тонн лепестков розы. Для понимания: это миллион 40-литровых мешков. И парфюмерно-косметическая отрасль была так хорошо развита, что этот, кажется, огромный объем покрывал потребность в эфирном масле на внутреннем рынке всего на 30%. В городах СССР тогда открывали заводы по синтезу душистых веществ. А в 1960-х годах комбинат "Крымская роза" выпустил первую собственную парфюмерию.

Комбинат, можно сказать, стал градообразующим предприятием?

— Да, мой дедушка, Михаил Иванович Гладун, который начинал свой путь в отрасли в должности агронома, стал директором комбината в 1982 году. Он непосредственно повлиял на то, чтобы на государственном уровне утвердили программу развития отрасли. Тогда удалось привлечь инвестиции в развитие перерабатывающих мощностей в Крыму. И это было комплексное развитие со строительством в селе Чайкино домов, школы, клуба и так далее. При этом в селе проживала всего тысяча человек.

Вплоть до перестройки шло бурное развитие. Если в начале 1980-х годов на полуострове было 1,4 тысячи гектаров розы, то к 1991 году площадь плантаций возросла до 2 тысяч гектаров. Это был рекорд - пиковое состояние отрасли. Для понимания масштабов представьте себе три тысячи футбольных полей, которые полностью засажены розами.

Крымская роза: как возрождение легендарного бренда ведет к подъему целой отрасли

Давайте сравним с состоянием отрасли сегодня.

— Сегодня в Крыму осталось порядка 100 гектаров плантаций розы. Из этих 100 гектаров реально обрабатывается и находится в хорошем состоянии около половины. Звучит грустно, но вынужден сказать, что пока такого объема хватает. Спрос на розовое масло в парфюмерии практически исчез, мы в основном производим гидролат для косметики. Так вот, с 50 гектаров, даже без орошения, можно получить 50-70 тонн гидролата розы в год. Нам для производства пока нужно около 10 тонн в год - мы постепенно наращиваем мощности.

Видно, что вы влюблены в розы. Наверное, поэтому и поверили в них, когда другие уже отчаялись. Вы ведь пришли на комбинат, когда ситуация в отрасли была сложной?

— Когда я пришел в компанию, было понятно, что отрасль не развивается. И, наверное, это странно для 25-летнего руководителя, но у меня была цель - возродить ее. Для меня потеря компании была равносильна потере близкого человека. Я решил рискнуть.

Основным продуктом, приносившим доход, была розовая вода. Но роза не обрабатывалась около 15 лет, поэтому розовую воду мы производили из старых запасов масла. У нас сохранился уникальный "золотой запас" - около 500 килограммов советского розового масла. Но ведь запас когда-нибудь закончится.

Я нашел старого партнера компании, у которого осталось 25 гектаров роз. Пообещал выкупить весь урожай на три года вперед, чтобы отговорить его уничтожать плантацию. В первый год мы получили всего 6 тонн гидролата из-за плачевного состояния поля, но за два года показатели выросли до 20-22 тонн. Это дало старт возрождению отрасли. Люди поверили, что крымская роза жива, стали восстанавливать заброшенные плантации.

Три года назад мы заложили на территории завода первую в Крыму орошаемую плантацию роз. Сейчас у нас вокруг завода около 300 кустов роз, в основном сорта «Лань». Планируем осенью высадить еще 200-300 кустов.

Отрасль развивается. В том числе мы идем вперед за счет поддержки Минпромторга. В ближайших планах - создание парфюмерно-косметического кластера в Крыму. Что это даст производителям? Возможности для коллаборации, выход на федеральные рынки и на экспорт. А в дальнейшем - объединение с производителями упаковки, сырья и так далее.

Крымская роза: как возрождение легендарного бренда ведет к подъему целой отрасли

С уходом западных брендов в стране усилилась тенденция к импортозамещению, особенно в сфере потребительских товаров. Как это повлияло конкретно на вашу компанию?

— После ужесточения санкций мы взяли курс на импортозамещение, да. Хорошо помогает поддержка федерального Минпромторга - там появился отдел парфюмерно-косметической промышленности. Также ввели дополнительные ввозные пошлины на импортную косметическую продукцию. На данный момент около 60% продукции нашего сегмента на российском рынке - это товары отечественных производителей.

В то же время на российском рынке сейчас дефицит производства качественных отдушек. У нас слабо развита именно эта часть индустрии - производство парфюмерных композиций и сырья для парфюмерии, особенно в сфере синтетической химии. Мы пытаемся наладить стабильное производство для собственного рынка. На данный момент существуют только одна-две компании, которые качественно производят отдушки.

В целом развитие масляного производства может стать основой для следующего этапа - производства универсальных отдушек, которые будут использоваться не только в парфюмерии, но и в пищевой промышленности, бытовой химии, косметике, даже в автохимии. Это откроет значительно больше возможностей для роста отрасли.

Учитывая то, что мы говорим про Крым, невозможно обойти тему туризма. В этом направлении отрасль развивается?

— Конечно. Когда меня спрашивают, что посмотреть в Крыму, я могу бесконечно рассказывать про наш регион. Если говорить об отрасли, то в последние 5-10 лет активно развивается фототуризм. Есть даже календарь цветения растений. Например, весной - цветение персиков, в конце апреля - степных тюльпанов на Керченском полуострове. Розы цветут в конце мая-начале июня, лаванда - в середине июля. И если вы приезжаете в это время, то вам точно будет интересно посетить поля, плантации, производственные площадки.

За год участия в проекте промышленных экскурсий «Крымскую розу» посетило более 1200 человек. На экскурсиях гостей знакомят с историей и технологиями выращивания розы в Крыму, с историей развития нашего семейного дела. Также экскурсоводы рассказывают о том, как создается косметика: от приготовления базовых текстур до фасовки. Можно войти во все производственные помещения. В конце экскурсии - мастер-класс, где каждый сам создает косметику и забирает ее с собой в качестве сувенира из Крыма (6+).

Гео: Керчь
Источник: ТАСС

Топ

Лента новостей