Внук и правнук героя ВОВ проехали по местам боевой славы своего предка

Внук и правнук героя ВОВ проехали по местам боевой славы своего предка

Потомки фронтовика из Буйнакска отправились в Крым, чтобы посетить места боевой славы своего пройти своего предка. Расул Гаджиев в 1942 году был среди тех, кто стойко держал оборону легендарных Аджимушкайских каменоломен. Спустя 83 года туда приехали его внук и правнук.

В память о своих предках-фронтовиках Гаджиевы организовали в одной из комнат дома небольшую экспозицию. Здесь фотографии военных лет, медали, ордена и офицерская сумка, с которой Расул Гаджиев 80 лет назад вернулся в Дагестан. Внук фронтовика Арсен Гаджиев до сих пор помнит рассказы деда о боевых операциях. Особое место в биографии ветерана занимала оборона города Керчи. Перед бойцами поставили задачу: любой ценой сдержать натиск врага. Когда эвакуация войск закончилась, отряды державших оборону скрылись в каменоломнях.

Арсен Гаджиев, внук ветерана Великой Отечественной войны Расула Гаджиева: «Он рассказывал. Знаете, я даже слов не нахожу, были тяжелейшие условия. Уже там, находясь в полном окружении, они вели оборонительные бои, устраивали вылазки, уничтожали врага. Все бились до последнего, не было случаев предательства».

Младший лейтенант Расул Гаджиев со своим отделением проводил вылазки на продуктовые и оружейные склады противника. Во время одной из них офицер был ранен и попал в плен. Оказавшись в лагере, он вступил в подполье, вел подрывную деятельность, совершил побег и примкнул к крымским партизанам. Имя славного предка теперь носит правнук. Расул Гаджиев — студент Северо-Кавказского горно-металлургического института. Оба родились с разницей в 100 лет.

Расул Гаджиев — младший, правнук ветерана Великой Отечественной войны Расула Гаджиева: «Мне тоже надо быть смелым и храбрым, как он. Он дошел до Будапешта, до Венгрии, очень сильно им горжусь».

Глава семейства вместе с сыном выехал в Крым, чтобы своими глазами увидеть подземный мемориал в память о мужестве и доблести бойцов Красной армии и советских граждан. От Буйнакска до Керчи более тысячи километров, но семейство Гаджиевых не смущают ни расстояния, ни длинная дорога. Потомки фронтовика намерены пройти по местам боевого пути своего предка.

Первая и главная точка семейной экспедиции — Аджимушкайские каменоломни, оборона которых длилась 170 дней. В ней участвовал Расул Гаджиев. Он выжил. По предварительным данным, точной информации у историков нет до сих пор, здесь погибли более 14 000 человек. Это практически все, кто в мае 1942 года спустился в подземные лабиринты поселка Аджимушкая. Выбравшиеся на поверхность (данные тоже рознятся) от 300 до 50 человек оказались в концлагерях. Эти ужасные факты об обороне каменоломен и жизни деда Арсен Гаджиев заучил еще 10 лет назад. В 70-ю годовщину Великой Победы он впервые задумал отправиться дорогами войны своего ветерана.

Арсен Гаджиев: «Условия тогда не позволили. Плюс в то время не было Керченского моста. Мальчик мой подрос, мы все-таки решили сейчас приехать и посмотреть эти исторические места».

Руководство мемориала организовало для Гаджиевых персональную экскурсию. Нечасто в музей приезжают родственники защитников этих мест. Глубина каменоломен колеблется от 15 до 30 метров, протяженность составляет 9 километров, но для туристов доступны 220 метров экспозиции. Здесь собраны все ужасы подземного быта. У людей не было еды, воды, медикаментов и свежего воздуха. Все это красноармейцам и горожанам, запертым под землей, приходилось добывать в прямом смысле кровью.

Дефицитную воду из камня высасывали губами через обрезки немецкого телефонного кабеля. Губы трескались, вода розовела от крови. Порой природа награждала людей, сквозь песчаник сочились капли. Такие места называли водокапами. Их отмечали, охраняли и ставили любые емкости для сбора воды, которая фильтровалась через камень.

Вылазки красноармейцев на поверхность в поисках пропитания и медицины превращались в кровопролитные бои. Чем дольше держался подземный гарнизон, тем яростнее действовали немцы. Они забрасывали шурфы телами погибших, закладывали десятки бомб, заваливали проходы и создавали в подземелье акустические взрывы. Оборона продолжалась до 31 октября 1942 года — 5,5 месяцев.

В память о защитниках поселка Аджимушкай у братской могилы, где предположительно были захоронены около 3 000 человек, экскурсанты выключили фонари и в полной темноте провели минуту молчания.

Арсен Гаджиев: «Эта темнота, за секунды мы ощутили, как эта темнота нас поглотила».

Арсен после экскурсии еще долго беседовал с научным сотрудником, обещал прислать фотографии в фонды музея и послевоенную биографию деда, сохранить которую теперь предстоит его сыну, правнуку защитника поселка Аджимушкай Расулу Гаджиеву — младшему.

Расул Гаджиев — младший: «Сильно благодарен за это, что дали мне возможность понять эту историю. По его рассказам, что он от своего деда перенял, он уже мне рассказал. И мне было интересно всегда, каково это и что это. Честно говоря, очень захватывающе и страшно одновременно. Дрожь есть, до сих пор глаза слезятся».

Гео: Керчь
Источник: НТВ

Топ

Лента новостей