В одной из гимназий Екатеринбурга выпускницу не пустили на экзамен по литературе, так как при ней была православная икона великомученицы Александры. Девочка объяснила: её крестили в честь этой святой, икона для неё не религиозный аксессуар, а личный оберег.
Ученица 11-го класса из Калужской области рассказала, что ей не разрешили взять с собой таблетки. А в Тверской области школьникам велели снимать обёртки с шоколадок и нести их в руках. В столице ситуация не лучше: московские выпускники не смогли пронести на экзамен даже официально разрешённые калькуляторы.
Мы обратились за разъяснениями в Министерство образования РК: можно ли всё-таки взять на экзамен икону, чётки или амулет и на каком основании это могут запретить?
– Список разрешённых предметов строго регламентирован, иконы туда не входят, поэтому их действительно могут изъять. – отвечает министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Валентина Лаврик. – Во время экзамена на столе участника могут находиться только гелевая или капиллярная ручка с чернилами чёрного цвета, документ, удостоверяющий личность, разрешённые материалы, лекарства и продукты питания. Но при этом упаковка и сам процесс употребления еды не должны мешать другим.
Адвокат Артур Заведий добавляет:
– С точки зрения закона запрет обоснован. Согласно п. 45 Порядка проведения ГИА-11, утверждённого Минпросвещения и Рособрнадзором, в аудиторию нельзя проносить ничего, кроме паспорта, ручки и строго определённых дополнительных материалов. Иконы, чётки и амулеты могут быть расценены как нарушение процедуры: на них могут быть надписи, связанные с темой экзамена. В пункте проведения экзамена обязаны создать одинаковые условия для всех, чтобы не допустить прецедентов: кто-то принесёт икону, а кто-то – дур-шлаг. Однако можно было бы предложить оставить религиозный предмет в зоне хранения личных вещей. Такой подход был бы и корректным, и законным.
С иконой – нельзя, а вот в хиджабе – пожалуйста.
– Ношение хиджаба допустимо, если он позволяет установить личность, – отмечает Валентина Лаврик.
Алла Айдарова, директор образовательного центра по подготовке к экзаменам, говорит, что в её практике проблем с тем, чтобы взять на экзамен икону или талисман, не было:
– Запрета на культовые предметы в нашей практике не встречалось. Они не фигурируют ни в списке разрешённых, ни в списке запрещённых предметов. Если на иконе нет ничего, кроме изображения, и она, например, лежит в кармане, то её могут и не обнаружить: личный досмотр учащихся запрещён. Так что теоретически вероятность пронести икону есть.
ИГРА В ЛОТЕРЕЮ
Выпускница Анастасия Власюк в беседе с «Крымской газетой» признаётся, что некоторые условия действительно удивляют:
– Меня поразило, что в школе, где я сдавала ЕГЭ, в туалетах не было дверей. Проверяющие могли в любой момент зайти и посмотреть, что ты там делаешь. Я запомнила случай: у одной девочки были шпаргалки, написанные на ногах под юбкой. Она приподняла юбку, чтобы их посмотреть, и в этот момент зашла проверяющая. Она тут же подвела её к раковине и заставила всё смыть.
Все знают: если тебя поймают со шпаргалкой, пересдать не дадут. Но многие берут их просто для спокойствия.
– Я сама ни разу так и не воспользовалась шпаргалками. Страшно. Да и толку мало: когда паника, в них не разберёшься. Поэтому мне они не помогли, одна дезориентация, – говорит выпускница.
Самым тяжёлым оказался экзамен по истории.
– Я всё знала, кроме XX века. И именно он мне выпал целиком: вся тестовая часть, вторая часть – всё по XX веку! – сокрушается Анастасия. – Я села в аудитории и заплакала. Сильно испугалась… В результате сдала, но просто из-за страха. ЕГЭ – это лотерея. Никогда не знаешь, что тебе попадётся.
При этом наша собеседница считает, что в её школе не уделяли должного внимания подготовке учеников к ЕГЭ:
– У нас не готовили к ЕГЭ вообще. Только учительница по базовой математике реально натаскивала. А вот русский, история, обществознание – никто нас к этим экзаменам не подводил. На ЕГЭ задания такие, будто ты уже учишься в вузе, а в школе этому не учат. Поэтому все мои одноклассники, и я в том числе, ходили к репетиторам. Я не знаю ни одного человека, кто бы сдал на высокий балл только на школьных знаниях.
Возможно, такой уровень подготовки и стал причиной перегрузки у школьников и массовых нервных срывов.
– У моей подружки был нервный срыв. Её сначала увели в медпункт, потом вызвали скорую. Она пошла на пересдачу. На экзамене тоже всё психологически давит. Металлоискатели, запрет на телефоны, постоянное наблюдение. Один учитель сидит в аудитории, другой сопровождает в туалет. Сам не выйдешь. Я морально была готова, потому что сдавала ОГЭ, там примерно такая же атмосфера. Но всё равно напряжение сильное, – отмечает Анастасия.
ИГРА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Арина Хомицкая – отличница, нацелившаяся на золотую медаль. В этом году она сдаёт профильную математику, русский язык и физику. Готовится ко всем предметам основательно.
– К профильной математике я готовлюсь два года. К русскому и физике – около года, – отмечает Арина.
Несмотря на такую основательность, волнение никуда не уходит.
– Конечно, стресс есть. Всё-таки ЕГЭ – это важное жизненное испытание. От него зависит поступление, то, где ты проведёшь ближайшие годы, в каком городе будешь учиться. Это очень много значит, – говорит наша собеседница.
Справляться с переживаниями ей помогает поддержка семьи.
– Мне повезло: родители меня не запугивают, не требуют сверхрезультатов. Наоборот, поддерживают. Понимают, как сложно подростку всё это пережить. Они даже смотрели истории, где школьники умирали на экзаменах: инфаркты, инсульты. И это сильно повлияло на их отношение. Но знаю ребят, у которых начинаются истерики, бессонные ночи. Особенно если дома на них давят или если они и так очень тревожные, – говорит выпускница.
Школьная подготовка, по словам Арины, может дать хорошие базовые результаты при условии, что ученик старается:
– Если заниматься только в школе, можно сдать на 70 баллов. Главное – учиться, а не просто ходить на уроки. Многие учителя нас реально готовили. Мы постоянно решали задания из ЕГЭ, и в итоге я уже видела эти задачи столько раз, что они стали для меня базой.
Ну и, конечно, важна самостоятельная подготовка. Ей Арина уделяет 5–6 часов в день.
ЦИФРЫ
По итогам ЕГЭ-2024 в Крыму 100 баллов получил 31 выпускник: 27 – текущего года и 4 – прошлых лет.
Высший балл по литературе у десяти крымчан, по русскому – у девяти, по математике – у шести, по физике – у трёх, по географии, химии и информатике – по одному.
С точки зрения закона запрет обоснован. Согласно п. 45 Порядка проведения ГИА-11,
утверждённого Минпросвещения и Рособрнадзором, в аудиторию нельзя проносить ничего, кроме паспорта, ручки и строго определённых дополнительных материалов».
В ТЕМУ
Срок действия ЕГЭ – четыре года. Например, результаты 2023 года будут действовать до конца 2027-го.
Мнения
ЕГЭ в вопросах и ответах
Почему на ЕГЭ запрещены часы со стрелками?
– Если речь о принимающей стороне, то у нас есть оговорка: на экзаменах, будь то ЕГЭ или ОГЭ, нельзя использовать часы с громко тикающим механизмом. То есть, если стрелочные часы шумные, они запрещены, потому что отвлекают участников. Мы это обязательно проверяем, – рассказывает учитель географии, эксперт ЕГЭ и ОГЭ, организатор пункта проведения экзамена Наталья Гонцова. – Что касается самих сдающих, то обычные механические или кварцевые часы со стрелками допускаются. Главное, чтобы они не были «умными»: без блютуса, микрофона, памяти и других функций. Смарт-часы лучше вообще не брать, так как при входе в пункт проведения экзамена могут возникнуть вопросы. Во избежание недоразумений лучше приходить без часов, в аудиториях всегда есть настенные. Почему вообще ввели такие ограничения? Стрелочные часы действительно можно технически модифицировать: спрятать микрокамеру, передатчик. А проверить это на входе практически невозможно. Поэтому сейчас разрешены только простые электронные часы без функции связи, записи и так далее. Но и ими почти никто не пользуется.
Что будет, если школьник не справился со стрессом? Слёзы, обморок, паническая атака – это считается неявкой?
– Нет, – отвечает Валентина Лаврик. – Если медицинский работник фиксирует невозможность продолжения экзамена, составляется акт досрочного завершения, тогда ребёнок сможет сдать в резервный день. Также предусмотрен перенос, если есть уважительная причина, например, горе в семье.
Алла Айдарова приводит личный пример:
– У моей дочери на первом экзамене – географии – случилась паническая атака. Я стояла во дворе, ученики звонили, радовались, что всё сдали, а моей дочери всё не было. Она отлично знала предмет. Но на экзамене испугалась, растерялась, умывалась несколько раз, ей было плохо. В итоге сдала на четыре. Потеряла много времени из-за своего состояния, и, к сожалению, такие случаи не редкость. Это не считается неявкой, но результат страдает. Дети теряются от мелочей: вода не та, обёртка, взгляд наблюдателя. Поддержка играет колоссальную роль.
Можно ли отказаться от видеонаблюдения, если у ребёнка стресс из-за камер?
– Нет, это обязательная часть процедуры, – поясняет адвокат Артур Заведий. – Исключение возможно только при наличии официального заключения психолога и психиатра о противопоказаниях. Оно должно быть оформлено через врачебную комиссию.
Можно ли подать апелляцию на поведение наблюдателя, например, в случае давления, грубости, предвзятого отношения? И насколько подобные апелляции удовлетворяются на практике?
– Подать апелляцию можно, – говорит Заведий. – Обратиться к руководителю пункта проведения экзамена устно, затем подать письменную жалобу до выхода с экзамена. Также можно написать в Государственную экзаменационную комиссию или Рособр-надзор. При наличии доказательств (записи, свидетелей) жалобу могут удовлетворить, результаты экзамена аннулируются, назначается пересдача. Но на практике жалобу часто отклоняют из-за нехватки доказательств.
Алла Айдарова подтверждает:
– В реальности апелляции редко что-то меняют. Даже если ребёнку ответ не зачли из-за неразборчивого почерка, уже сложно что-то доказать. А подавать на поведение наблюдателя почти бесполезно. Могут ещё и занизить баллы при следующей апелляции.
Какова вероятность набрать проходной балл, если на экзамене просто угадывать ответы?
– Шансов мало, – честно говорит Алла Айдарова. – В первой части есть тесты, но часто с множественным выбором, где надо вводить числа. Проходной балл – 36–40. Угадать всё подряд невозможно. Даже порог сдать на угадывании нереально. Готовиться нужно минимум за год, а по профильной математике, биологии или химии – и два года.
Что будет, если ученик случайно уснул на экзамене?
– Его могут и не будить. Ответственность полностью лежит на ученике. Была у нас такая ситуация, когда ребёнок просто проспал экзамен. Слава богу, нам разрешили пересдать. Мы доказали, что он болел, принесли справку, и ребёнку назначили пересдачу. А вот если уснул прямо на экзамене – всё. Он теряет время, не успевает написать ответы. Даже если знает, просто не успеет. И экзамен, по сути, проспит, – комментирует Наталья Гонцова.
Бывали ли случаи, когда комиссия повышала балл за нестандартный, оригинальный ответ, не укладывающийся в рамки школьной программы?
– Очень редко, но бывает. Если ответ нестандартный, но логически корректный, без фактических ошибок и вписывается в критерии, эксперт может его защитить. Но это скорее исключение – обычно в литературе, истории, обществознании. Комиссия не обязана поощрять оригинальность. Если ответ «мимо» и необоснован, то баллы снижают. Так что нестандартность допустима только тем, кто твёрдо знает правила. Новаторство без базы – огромный риск. Лучше работать по шаблонам, по критериям, – говорит Алла Айдарова.
Определяет ли успеваемость результаты на ЕГЭ?
– Успеваемость в школе не гарантирует успеха на ЕГЭ, – констатирует Алла Айдарова. – Бывало, медалисты за месяц до экзамена показывали низкие результаты, а те, кто и ручку в руках не держал с восьмого класса, удивляли. Помню, чемпион по боксу пришёл с листочками в карманах вместо тетрадей. Но старался, вникал – и получил высокий балл! Поэтому мы не смотрим на школьные оценки. Мы проводим входящие «пробники», они точнее показывают уровень.
Диана МАСЛОВА
Подписывайтесь на наш канал в Дзен