Операция «стоп прокрастинация»: методы борьбы с синдромом откладывания дел на потом

Операция «стоп прокрастинация»: методы борьбы с синдромом откладывания дел на потом

Оповещения в рабочих чатах в понедельник действуют лучше холодного душа. Да только в голове каша, в списке на день – миллион дел, но вместо этого я забиваю в поисковую строку прогноз погоды на выходные, потом плавно перемещаюсь в паблики и телеграм-каналы с мемами. Спустя час «важных дел» я все же решаюсь взять себя в руки и начать работать. Концентрации хватает минут на 15-20, а потом снова хочется бездельничать. Чтобы побороть этот недуг, собрала советы от друзей, коллег и, конечно же, заглянула в интернет.

МЕТОД № 1: Вам письмо!

Мудрые и наученные опытом люди на форумах советовали писать сообщения самому себе, так сказать, в будущее. Суть в том, что нужно писать себе сообщения и ставить их на таймер в мессенджерах, чтобы напомнить о делах в течение дня. Такая функция есть в телеграме. Нужно зайти в чат под названием «Избранное» и поставить сообщение на таймер. Придумала себе идеальный план с рабочими задачами и делами по дому, но позже поняла, что с количеством пунктов переборщила.

Ощущения:

«Идеальный день» начался. После утренней планерки я залезла на маркетплейс - пиликнуло сообщение, что в пункте выдачи можно забрать серьги, а там я зашла в похожие товары и зависла минут на 15. В 10 утра пришло сообщение — начни писать текст. Это меня здорово взбодрило. Пришлось себе сказать: «Соберись!» и начать действовать по плану. Уже в 11.00 всплыло уведомление, что пришло время поставить новости. А текст-то еще не готов. Вот тут уже нервишки начали шалить. Но договоренности надо соблюдать. Включился азарт: успею все или проиграю? Примерно к 4 вечера такой режим меня добил, я поняла, что график знатно съехал (ведь редактор еще ставил новые задачи), и пришлось перенести вечернюю тренировку и маску для волос на другой день. Сделала вывод: метод работает, чтобы не забыть самое главное и вовремя остановить думскроллинг.

МЕТОД № 2: Четко по таймеру

В этот раз я установила время для работы и перерывов – час тружусь и 10 минут отдыхаю. Выписала в блокноте только рабочие дела и поставила временные рамки – когда нужно начать и когда закончить, а между ними – отдых, во время которого можно было выпить кофе, чай или ответить на сообщения друзьям.

Ощущения:

На второй день эксперимента я была уже менее замотивирована, но, на удивление, он дался мне легче. За день я даже ни разу не корректировала время, да и ни одно дело из списка не было упущено. Я успела приготовить обед, ужин, написать два больших текста и перемыть гору грязной посуды. В список я также вписала две рабочие встречи, а на вечер - прогулку с подругой и пробежку. Правда, вечные будильники, которые срабатывали чуть ли не каждый час, добавили тревожности. И к вечеру час работы и всего 10 минут перерыва уже не мотивировали. Потому я чуть поэкспериментировала: поставила таймер на 30 минут, а потом отдыхала 5. Это мне больше понравилось. С нерабочими задачами было проще, ведь прокрастинация попросту не включается, если нужно сделать что-то приятное. Например, погулять с подругой.

МЕТОД № 3: Мало, но часто

Подруга давно говорила о каком-то волшебном методе продуктивности. Суть такая: делать много, но по чуть-чуть. То есть одну задачу нужно разбить на несколько мелких.

Чтобы четко следовать таймингу, установила ограничения по времени. Для этого использовала обычный таймер на телефоне. На каждое дело выделялось максимум 40 минут. Мне нужно было написать три текста по работе, провести интервью, помыть посуду, пропылесосить, выйти на пробежку и сходить за продуктами. Утром вместо привычной часовой тренировки я пробежала только полчаса утром, остальное отложила на вечер (ведь в этом и соль метода). Затем приступила к работе. Начала первый текст, но как только написала треть, нужно было переключаться на следующий – я же сказала себе, что буду писать по чуть-чуть. Вернуться к нему можно было через пару часов – когда все дела пошли бы по второму кругу.

Ощущения:

В первой половине дня я, действительно, чувствовала заряд продуктивности. Но после обеда в голове случилась каша. Как только я включалась и начинала одно дело, через 40 минут нужно было начинать другое. Как итог – успела только 30% от запланированного: написала один текст из трех, выполнила половину тренировки и помыла пять тарелок вместо 10-ти. Было сложно сконцентрироваться, а к вечеру почувствовала себя уставшей и раздраженной, даже получасовую пробежку, оставленную на вечер, не осилила.

МЕТОД № 4: Вместе с другом – веселее

Создаем чат друзей, утром кидаем туда планы на день, а вечером вместе подводим итоги — все ли запланированное получилось? Подбила на этот эксперимент двух подруг, которые тоже как-то жаловались, что часто переключаются на неважные дела. Мы боролись с ленью с пятницы по воскресенье. Утром каждый, как и договаривались, сбрасывал планы. При чем не только рабочие. «Я сегодня кроме всего прочего, разберу гардероб и выброшу ненужные вещи», - обещала Даша, а Эля твердо была уверена в том, что успеет на новую танцевальную тренировку, помимо закупки продуктов, подготовки ко Дню рождения, работы и прогулки с собакой.

Ощущения:

В первый день все были замотивированы и исправно присылали планы, но уже вечером стало понятно, что выполнить получается примерно 70-80%. Да и наши переписки плавно перетекали в один большой поток прокрастинации. Подругам же всегда найдется, о чем поговорить! Какая там борьба… И еще дискомфорт был в том, что от невыполненных задач появилось чувство вины не только перед собой, но и перед другими. Пообещала же! И не все успела. Но справедливости ради скажу, что рабочие и обязательные задачи не провисли, откладывали только несрочное.

СОВЕТЫ: КАК ПОБОРОТЬ ПРОКРАСТИНАЦИЮ?

Психолог, кандидат психологических наук, коуч IGA, NLP-практик, эксперт в теме отношений, автор обучающих программ, автор книг «Пульт от отношений» Надежда МАЙЕР:

Измеряйте задачи временем

- Вместо пугающего «мне нужно написать весь отчет» мы начинаем думать «мне нужно поработать всего полчаса». Это убирает тревогу и позволяет начать действовать.

Коллективный метод

- Создайте новые поддерживающие системы. Например, договоритесь с другом о взаимной отчетности.

Научитесь планировать

- Составляйте список дел на день, неделю или даже месяц. Это позволит вам держать себя в тонусе и помнить о тех вещах, которые вы хотели бы сделать.

ВОПРОС РЕБРОМ

Прокрастинация или Выгорание: Как отличить?

Прокрастинация:

- Вы все еще хотите что-то делать, просто находите оправдания.

- Если поджимают сроки или находится мотивация, вы включаетесь.

- После выполнения задачи чувствуете облегчение и радость.

Выгорание:

- Вы не можете заставить себя делать даже то, что раньше нравилось.

- Любая мелочь вызывает раздражение, усталость и грусть.

- Вы работаете «на автомате» без удовлетворения и инициативы.

ТЕСТ: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У ВАС ВЫГОРАНИЕ?

Повседневные обязанности напрягают меня больше, чем обычно? Да/нет

Я заставляю себя делать работу Да/нет

Меня не радует проделанная работа Да/нет

Мне часто приходится оправдываться за свою неадекватную реакцию Да/нет

Я чувствую себя загнанной лошадью, которая работает больше всех, но от этого нет никакого результата Да/нет

Мне не хватает энергии и желания на хобби и тренировки Да/нет

В последнее время я не очень охотно присоединяюсь к эмоциям других Да/нет

У меня нет сил ни с кем общаться на работе, делиться своими новостями, печалями и радостями Да/нет

Я постоянно чувствую себя уставшим Да/нет

Я буквально заставляю себя каждый день идти на работу Да/нет

Я все принимаю близко к сердцу Да/нет

Если положительных ответов оказалось больше, то у вас есть признаки выгорания

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Какой же бег без пистолета? Какие гаджеты выбрать для занятий спортом

Корреспондент «КП» опробовала новомодные устройства для занятий спортом (подробнее)

Источник: Комсомольская Правда в Крыму

Это интересно

Топ

Лента новостей