КОРОЛЕВСКИЙ ЧЁРНЫЙ
Маститые живописцы России подарили Новому Свету коллекцию работ
Сакральные точки – Крым и Соловки, Чёрное море и Белое – объединили в творческом проекте «Чёрное-белое» художники со всех уголков России и подарили свои полотна Южному берегу Крыма.
ИЮНЬСКИЙ МОНОХРОМ
В результате крымчане увидели большой вернисаж живописи в Новом Свете в одноимённом гостиничном комплексе. Эта творческая резиденция в седьмой раз проводит симпозиум современного искусства в Крыму, собственными силами создавая большую галерею на ЮБК.
– У нас в Крыму, в замечательном месте собрались творческие особые люди – пассионарии, движущие мир к лучшему. Большое спасибо, что вы по всей России, всему миру будете передавать красоту нашего Крыма, – отметил замминистра курортов и туризма РК Николай Волков.
За эти годы мероприятие обросло участниками и фанатами, среди них – маститые и молодые художники из многих регионов России, в том числе крымские. Среди них также поэты, рок-музыканты, режиссёры. В июне новосветскую мастерскую живописцев поддержали известный кинорежиссёр Сергей Дебижев, кинодокументалист Артур Ходырев, легендарный рок-музыкант Михаил Башаков, поэт, военный корреспондент Анна Долгарева, выпускники Петербургской академии художеств (галерея «Краски жизни»), гендиректор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Елена Палкина и другие.
Организаторы поставили художникам небанальную задачу. Если раньше мастеров кисти не ограничивали в цвете, предлагая лишь главную тему пленэра и симпозиума – бухты, скалы, крепости, то теперь в качестве эксперимента наложили аскезу на цвет. Передавать образы Крыма и новосветского «Парадиза» им довелось исключительно в чёрно-белой гамме.
Работать пришлось на грани, которую очень чётко описывает в стихах поэтесса, военный блогер Анна Долгарева:
Персонажи Ремарка, герои артхауса,
Порождения огня бесконечного.
Мы создаём космос из хаоса,
Потому что больше не из чего.
БЕЗ МИНОРА НЕТ МАЖОРА
По словам краснодарского художника Андрея Лахно, чёрно-белый Крым – это настоящий вызов для автора, который привык работать с цветом, но тем интереснее поставленная задача.
– Это испытание для живописца, дополнительное задание, трудность которого, наоборот, позволяет расширить возможности, – говорит художник, культуролог Андрей Лахно.
Насколько это сложно – оживлять роскошный и богатый светом, цветом Крым на холсте исключительно в чёрно-белых тонах?
– Совсем не сложно. Чёрная краска для меня любимая. Меня всегда, начиная с художественной школы, учили, что королевский цвет – чёрный. И Веласкес, и все старые мастера, да и импрессионисты те же относились к нему по-особенному. Когда я поступил в училище, мне сразу сказали: выброси чёрные краски, здесь всё должно быть воздушное. Но это не так. Это как в музыке: если вы уберёте тяжёлую минорную ноту, не будет музыкальности, не будет эмоциональности. Как ею пользоваться, королевской краской, – это уже тема для каждого художника. И это интересная тема для того, чтобы пофантазировать, – объясняет заслуженный художник Республики Крым Эдуард Кулиш.
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ
Архангелогородец Дмитрий Трубин, заслуженный художник Российской Федерации и, собственно, идейный вдохновитель крымского проекта, пошёл дальше: он отказался не только от цвета, но даже от сюжета. Оставил лишь объект – морскую раковину, как след времени и, по сути, вечности.
– Культура – это вообще цепь ограничений, в том числе и живописная. Другое дело, учитывая эти ограничения, достичь некой свободы в определённых рамках.
Но главное, чтобы человек, художник был думающий и привносил что-то своё в мир, то есть шёл какой-то своей тропинкой, пусть маленькой, пусть узенькой. Художник в принципе существо не такое, как все. А иначе смысла в художественном творчестве никакого нет. То есть множить одни и те же зелёные пейзажики – значит, что человек не знает, что ему делать. Ему нечего сказать миру, он упирается в кустик, пишет кустик. А когда ему есть что сказать, он даже куст будет писать, и он уже будет автопортретом художника, а может быть, и автопортретом времени, в котором он живёт. Это совсем другое дело, это образная система искусства. Здесь собираются превосходные художники, у которых есть что сказать друг другу, – говорит живописец, график, скульптор, иллюстратор Дмитрий Трубин.
«ВИЗУАЛЬНЫЙ МАССАЖ» ДЛЯ СЛАБАКОВ
Работать для нового вернисажа, создавая новую коллекцию для галереи Нового Света, в основном съехались художники-авангардисты. А всем известна их тяга к радикальным экспериментам в живописи. Авангардисты – вечные революционеры искусства. Их картины не для отдыха и не для «визуального массажа». Полотна их трудночитаемы, они невольно рождают вопрос у неискушённого зрителя: «Зачем?»
– Вообще, человек занимается искусством почему? Зачем? Потому что у него существует внутренняя потребность этим заниматься! Внутренняя потребность у писателя какая? Писать рассказы, романы. У журналистов какая внутренняя потребность? Брать интервью… Это потребность. Так и у художника. Вот он, допустим, смотрит на этот фантастический крымский берег, на этот Новый Свет, на это море, на этих красивых девушек, которые купаются в море, и у него появляется потребность это как-то увековечить. У пещерного человека: он увидел оленя, увидел мамонта. Как он его увековечивал? Тоже своими какими-то средствами изображения – кусочком угля на стене. Это первые рисунки человека. Особенно ярко это желание выражено у детей. Они же с трёх до пяти лет рисуют, они открыты для восприятия. А потом родители говорят: «Ты чего, обалдел? Я из тебя хочу сделать учёного великого и так далее, а ты ерундой занимаешься – малюешь красками», – кипятится художник и фотограф Анатолий Горяинов, родители которого, по его словам, никогда не пресекали его тяги к живописи.
КИНОФОРМУЛА ЛЮБВИ?
У каждого человека своё «чёрно-белое кино» реальности. Но есть ли ответ на то уравнение, которое реальность подбрасывает каждому?
Найти его попытался известный кинорежиссёр Сергей Дебижев в своей новой масштабной картине «Крест». Её он представил на суд гостей мероприятия. В картине, как на холсте с сотней слоёв историй, попытка автора докопаться до основы – до изначальной истины. Если верить мастеру Дебижеву, докопаться удаётся только до «любви».
Режиссёр в своё время окончил в Ленинграде Художественное училище им. В. А. Серова и Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Как художник-график участвовал в выставках.
– Картина снималась в разных частях мира, и в Иерусалиме на Страстной неделе, и на Синае, где мы поднимались на гору Моисея, и в Эфиопии, где самая православная африканская страна, где в скалах вырублены храмы в виде крестов, и даже в Гонконге для того, чтобы показать контраст между этим духовным, религиозным миром и миром техногенным, таким, знаете, киберпанком. Ездили и по всей России, в том числе, конечно же, снимали на Соловках… Мы пытаемся понять, есть ли по поводу каждого из нас какой-то божественный план и что вообще из себя представляет полноценная духовная человеческая жизнь, – рассказал Сергей Дебижев.
P. S. К слову, каждый год знаменитые мастера кисти, которые выбрали своей творческой резиденцией Новый Свет, оставляют в дар Крыму свои живописные работы. Не стал исключением и июньский симпозиум.
А уже в сентябре большая команда живописцев и соратников проекта отправится на Соловецкий архипелаг продолжать творческую летопись. Невероятный контраст Крыма и Севера – самый уникальный коктейль для вдохновения, считают художники.
СПРАВКА
Крымская традиция «художественных сборов» творческих людей зародилась в 2019-м, когда мастера кисти собрались на «Арт-Сокол» и писали знаменитую гору Сокол вблизи посёлка Новый Свет.
В этом году здесь в рамках художественной ассамблеи «Арт-море» и симпозиума современного искусства «Чёрное-белое» представлено более 40 художественных работ.
Часть полотен будет показана в октябре на выставке пленэрных работ в галерее «Краски жизни» (Санкт-Петербург).
Ольга НАГОРНАЯ
Подписывайтесь на наш канал в Дзен