Отношения, возникающие в области регулирования сохранения водных
биологических ресурсов, установлены Федеральным законом от 20.12.2004
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
(далее – Закон № 166-ФЗ).
Водный объектом, согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской
Федерации (далее – ВК РФ) является природный или искусственный водоем,
водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в
котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их
режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей
подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные
объекты. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их
отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры,
водохранилища); болота (низинные, переходные, верховые); природные
выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых
ими земель в пределах береговой линии.
Одним из основных принципов, на которых основано правовое
регулирование в области рыболовства, является приоритет сохранения
водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) и их
рационального использования перед использованием водных биоресурсов в
качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому
владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами
осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб
окружающей среде и состоянию водных биоресурсов (п. 2 ч. 1 ст. 2
Федерального закона № 166-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ при
территориальном планировании, градостроительном зонировании,
планировке территории, архитектурно-строительном проектировании,
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении
иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных
биоресурсов и среды их обитания.
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона № 166-ФЗ вышеуказанная деятельность
осуществляется только по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области рыболовства в порядке,
установленном Правилами согласования Федеральным агентством по
рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального
строительства, внедрения новых технологических процессов
и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания,
порядок их осуществления определены Положением, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380
(далее – Положение № 380).
Подпунктами «б»-«д», «е», «ж» пункта 2 Положения № 380
предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания
являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и
среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием
осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
предупреждение и устранение загрязнений водных объектов
рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и
требований к водному режиму таких водных объектов; установка
эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания
биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических
сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая
деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного
значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических
сооружений; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности,
необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия
на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных
вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных
заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства
работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей
биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и
массовых миграций); определение последствий негативного воздействия
планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и
разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия
на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на
восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой
Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности
предотвращения негативного воздействия.
В частности, согласно п. 8 Правил № 384 органы Росрыболовства
принимают решение о согласовании деятельности с учетом соответствия
(несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических
ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" п. 2 Положения № 380.
Указанные нормы распространяются в том числе на лиц,
осуществляющих деятельность по забору водных ресурсов из водных
объектов, сброс сточных вод в водные объекты.
За несоблюдение требований законодательства к сохранению водных
биологических ресурсов и среды их обитания ст. 8.48 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
предусмотрена административная ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ предусматривает наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч
рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Санкция ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ предусматривает наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч
рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на
юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.