Возвращаемся в очередной раз к теме БЭКов. Пост 1/2.
Тему нужно постоянно обсуждать и о ней говорить, я считаю, с учетом роли БЭКов в современном флоте. На самом деле вопрос очень интересный и требует немного времени.
Для начала обратим внимание на опыт зарубежных стран. Страны альянса опираясь на опыт операций всу против флота России кардинально пересмотрели свои взгляды.
Начнем с соседей по черному морю.
Турция.
С началом операции на украине производители Турции не стали копировать чужие работы, а начали сами. Они начинали с простого патрульного катера акватории порта и границы, из оборудования были камеры и радар обстановки на море.
Получая опыт, система проходила обкатку и модернизацию, появились турели. Ближе к 23 году на выставках Аселсан и Рокетсан уже показывали катера с ракетами. Катера уже могли выполнять боевое охранение, как акватории порта, так и кораблей на внешнем рейде. Это повлекло за собой разработки новой тактики взаимодействия флота и БЭКов. На полследних выставках ВПК Турции показал, что БЭК может носить некоторые боеприпасы, которые они применяют в семействе БПЛА Байрактар.
Сравнительно из свежих новостей Турции - с ноября 23 года компания Байрактар проводит испытания новой версии своего бпла TB-3, и вот уже в 25 году Байрактар показал, что может управлять катером через БПЛА. Примечательно, что ВТ-3 имеет канал управления через спутник, так что теперь зона работы БЭК Турции всё Черное море, а не только их территории.
И явным плюсом этого симбиоза будет то, что системы управления вооружением как на БЭК, так и на БПЛА одинаковы, как и применяемые боеприпасы. На сегодняшний день нет информации от производителей в Турции, что БЭК способен нести ROV, тем самым расширяя возможности БЭК, но это вопрос времени.
Далее переходим к Балтийскому морю.
Здесь дела идут совершенно в другом ключе по сравнению с черным морем. Главное отличие, что наш потенциальный противник проводит учения по использованию БЭК как носители ROV и подобного оборудования.
На полследних учениях в 24 году противник использовал БЭК серии "инспектор". Это 100% БЭК под разведывательные задачи.
Несколько каналов связи, оптическая станция, а также модули для буксировки сонаров или ROV. По непроверенной информации (пресс-кит) система может работать с дополнительным оборудованием на глубинах до 200-т метров, тем самым может выполнять специальные операции на подводных линиях связи.
Скрытая установка оборудования.
Скрытое минирование подводных объектов.
В разработке участвуют все основные поставщики систем вооружения. Европейские разработчики также используют опыт своих коллег из всу. Изначальный подход к строительству учитывает корпуса катеров, которые разработаны для волны на море. В комплекты катеров входят радары, системы связи как через спутник, так и через морские системы связи. К тому же модульная конструкция позволит оперативно менять назначение БЭК, а стандартизация этих модулей облегчает интеграцию как между производителями, так и с системами управления.
Для примера можно назвать применение станций оптической разведки MX10.
Их использовали для отработки управления боеприпасов типа "свичь блейд". По данным пресс-кита, все прошло успешно, эти работы были переданы ВПК украины, которая поставила их на свои БЭКи. Так у всу появились первые ракетоносные БЭКи.
Противник и дальше продолжает сотрудничать с ВПК стран европы. Результатом этой работы стал БЭК украины с ЗУР. И все размещается вокруг наших Калининградских границ.
Теперь про наши воды, на которых стоит культурная столица. Страны балтии (Эстония, Латвия, Литва) также включились в работу с БЭК. Используя свой опыт в создании наземных роботизированных платформ, конструкторы сразу пошли на разработку ударно-диверсионного БЭК.
Отличительная черта - это возможность минирования акватории или фарватера. БЭК несет на себе 4 донных мины и турель 14.5 калибра. В управлении этим БЭКом противник пошел путем всу. Они используют систему старлинк, с БЭКа также можно запускать БПЛА. Организация группового управления осуществляется с одного или нескольких узлов управления.