Еще в недавнем прошлом женщина за рулем была объектом насмешек из серии «Если за рулем звезда, какая может быть езда?». Но постепенно представительницы прекрасного пола отвоевали свое место на дороге. И не только на личном транспорте – все больше дам за рулем такси, троллейбусов, автобусов. В Крыму каждый четвертый троллейбус водит женщина.
БОРЬБА ЗА МЕСТО
Для Крыма троллейбус – это не только городской, но и пригородный, и даже междугородний транспорт. Между Симферополем и Ялтой проходит самый протяженный горный троллейбусный маршрут в мире – 86 километров. Плывущие среди транспортного потока легковушек лайнеры на контактной сети вдохновили Наталью Шишову выбрать профессию водителя троллейбуса. Но это произошло не сразу.
Наталья Шишова почти 30 лет водит троллейбус
Анна КИРИЕНКО
- Я работаю водителем с 1996 года, но за руль села, когда мне было чуть больше 30 лет, – рассказывает Наталья. – Сначала мама была категорически против, требовала, чтобы я закончила институт. Я получила диплом инженера, почти 14 лет работала на заводе «Фиолент». А потом решила воплотить свою мечту и пришла подавать документы на курсы. Группа была 30 человек, а на собеседование пришли 80. То есть конкурс 2,5 человека на место, как в хорошем вузе.
За почти 30-летнюю работу на транспорте у Натальи накопилось множество историй, смешных и не очень. Однажды подвозила школьника, на вид первоклассника. Предложила проехать бесплатно, тот возмутился на весь салон: «Это же незаконно!» Пришлось обилечивать сознательного пассажира. Скандалистов в салоне троллейбуса хватает, но водителю надо уметь абстрагироваться от ситуации и следить за дорожной обстановкой, ведь на его плечах жизни всех пассажиров в салоне. И это не фигура речи: в 70-м году водитель троллейбуса Нина Круговая, еще совсем молодая женщина, ценой своей жизни спасла 42 пассажира из горящей машины.
СЛЕДИ ЗА ВЕДРОМ
- Водители все суеверные, – считает Наталья Шишова. – Одна из главных примет – пустое ведро. Все водители стремятся надраить свой троллейбус, стекла, кабину и идут с пустым ведром за водой. Надо следить, чтобы никто тебе дорогу не перешел, тогда происшествий на смене не будет.
В числе суеверий водителей - черные кошки и пустые ведра
Анна КИРИЕНКО
Троллейбус закреплен за водителем и маршрутом. Наталья свой называет «лайнером», и чтобы плылось на нем хорошо, держит на лобовом стекле рядом с водительским местом фигурку бабы Яги на метле – тоже, так сказать, водителя транспортного средства. Но за руль легковушки после троллейбуса сесть тяжело.
- У легковой машины крыша там, где у троллейбуса колесо заканчивается, - поясняет Наталья. - У меня машина есть, но я ее не вожу, только троллейбус.
Штанги троллейбуса называются токоприемники
Анна КИРИЕНКО
И НА КАМАЗЕ ТОЖЕ
А вот в автобусном парке предприятия «Крымтроллейбус» женщин-водителей относительно мало – 11 человек из полуторатысячного коллектива. Но с каждым набором на водительские курсы девушек становится больше – мужчины с категорией «Д» в правах сейчас в цене в новых регионах и зоне спецоперации. Вот и приходится дамам заполнять вакансии, тем более, что для многих такая работа в радость.
- У меня каких только категорий нет, даже КамАЗ водить могу, - с гордостью говорит Наталья Демина. - Работаю водителем автобуса уже 2,5 года. Пришла, потому что работа была нужна, да и опыт есть - уже больше 20 лет за рулем. Но мне автобус нравится больше, чем троллейбус – он к контактной сети привязан, его водить сложнее.
Наталья Демина умеет водить даже КамАЗ
Анна КИРИЕНКО
Пассажиры, конечно, удивляются женщине за рулем автобуса. Бывает, что специально стоят рядом с кабинкой водителя, наблюдают за манерой вождения, и даже делают комплименты водительскому мастерству: женщина ведет автобус мягче, не соперничает на дороге, еще и успевает улыбнуться, передавая сдачу с оплаты за проезд.
- Самое приятное, конечно, когда кто-то что-то забывает, и ты возвращаешь потерю - благодарят от всей души. В принципе, я всегда нахожу контакт с пассажирами. Такого, чтобы доходило до каких-то разборок, у меня не было. Но люди разные. Если хотят поругаться, то им все равно по какому поводу, - считает Наталья Демина.
АВТОБУСОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ
Зарплаты у водителей хорошие — 75–80 тысяч рублей в месяц без переработок. Конечно, и вставать приходится рано: если в первую смену, то к половине пятого утра нужно уже быть за рулем; и переработки брать, если не хватает водителей. Главное, чтобы период отдыха между сменами был не меньше продолжительности самой смены.
Хорошее настроение водителя — залог безопасности перевозок
Анна КИРИЕНКО
- Ежегодно мы выпускаем порядка ста водителей категории «Д», в том числе троллейбуса, – уточнил технический директор «Крымтроллейбуса» Андрей Левашов. – В прошлом году 11 женщин переучились с троллейбусного направления на автобусное, потому что оно активнее развивается: автобусы новые, с автоматической коробкой передач. Да и ездят по тем же маршрутам – город и пригород, только населенных пунктов охватывают больше.
ЗА РУЛЕМ СТАЖЕР 45+
Обучение бесплатное, на время его прохождения иногородним дают служебное жилье. В скором времени у предприятия появится общежитие, что немаловажно. Но пока молодежь мало интересуется профессией водителя пассажирского транспорта – средний возраст обучающихся 45+. И это, в основном, диспетчеры, механики и другой технический персонал, которому знакомо шоферское дело.
- Это сложный вид перевозок - мы возим людей, поэтому относимся серьезно. У нас регион жаркий, оборудование сложное, очень много электроники. Это связано с оплатой, с контролем, с системами видеонаблюдения в автобусе и троллейбусе. Все водители должны владеть ситуацией, мы все эти моменты учитываем при принятии на работу, - отмечает Левашов.
Раритет пассажирских перевозок — автобус КАВЗ
Анна КИРИЕНКО
Троллейбусники ежегодно проводят соревнования мастерства и профессионализма, где оценивается не только знание техники и правил ПДД, но и умение водить троллейбус задним ходом и точно припарковаться к остановке.
- В прошлом году у нас 26-летняя девушка сдала на водителя 1 класса. Я сам езжу на работу в маршрутке, где водитель – женщина. И это предмет особой гордости, - заключил Левашов.
Каждый четвертый водитель троллейбуса — женщина
Анна КИРИЕНКО
КСТАТИ
В Крыму можно арендовать троллейбус. Чаще всего такой услугой пользуются выпускники школ – ездят из Симферополя на троллейбусе в Алушту встречать рассвет. Такая услуга набирает популярность и на встречах выпускников вузов – взрослым дядям и тетям приятно вспомнить студенческие дни и прокатиться на троллейбусе от своей альма-матер к месту празднования годовщины выпуска. Стоимость услуги - 6000 рублей за 1 час поездки.
Электротранспорт остается самым дешевым в Крыму. Поездка на городском маршруте обходится в 30 рублей безналичной и 35 рублей наличной оплатой. В пригородном сообщении от Симферополя до Перевального от 35 до 73 рублей в зависимости от удаленности населенного пункта. По межгороду между Симферополем и Алуштой билет стоит 122 рубля. До Ялты на время проведения ремонта дороги проезд троллейбусам закрыт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
До Ялты за 300? Когда и на сколько подорожает проезд на автобусах и троллейбусах в Крыму
В Крыму пригородные поездки на общественном транспорте подорожают на 18% (подробнее)