Этим летом родители школьников и учителя обсуждают в первую очередь не отдых детей, а их поведение. По статистике, каждый третий педагог подвергается насмешкам, оскорблениям и даже травле со стороны учеников. С нового учебного года классные руководители в некоторых регионах будут выставлять оценки за поведение.
Очаги напряжения между учениками и учителями вспыхивают в разных регионах.
Истерику пятиклассника из Симферополя, у которого учительница музыки забрала на время урока телефон, записали на видео. Правда, момент, когда ребенок ударил женщину в висок, в кадр не попал, но сотрясение мозга говорит само за себя. В Белгороде от ударов школьника постарше уворачивался информатик. Школьник в Люберцах ударил учителя молотком в затылок. В Саратове восьмиклассник напал со стулом на учителя в его первый рабочий день. В Сызрани школьник избил учительницу до сотрясения мозга. В апреле девятиклассник ударил учителя физкультуры во время урока в карельской школе.
Сколько таких случаев на самом деле по всей стране, не берутся сказать даже специалисты в сфере образования. Такие истории не всегда попадают на видео. Проблемы не нужны, в первую очередь, дирекции.
Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель», учитель истории: «Чтобы купировать скандал, директор чаще всего вынуждает учителя просто уволиться».
Именно так завершилась школьная карьера Алексея, учителя физики с двадцатилетним стажем попросили уйти. Якобы он избил школьника, который прямо на уроке обматерил наставника. Доказательств насилия со стороны учителя никаких, а примеров провокаций со стороны ребенка немало. Но выгнали из школы именно педагога. Не помогли ни петиции, ни митинги.
Не смог выйти победителем из другого скандала и Александр. Его обвинила в домогательстве мама девочки, которую не устроила тройка дочери по обществознанию. И снова обвинения только на словах. Итог — увольнение учителя.
То, что в таких конфликтах виноват именно педагог, считают не только многие завучи, но и представители советской школы. Значит, не справился с задачей, не воспитал.
Татьяна Бубнова, заслуженный учитель России: «Нет плохих учеников есть плохие учителя. В любом конфликте виноват тот кто умнее, тот кто старше».
Вот только если раньше у учителя была непоколебимый статус, то сейчас, скорее, тень от него.
По словам Вероники, учителя с многолетним стажем, школьные педагоги как разведчики в тылу врага. В классе вынуждены контролировать каждый шаг и каждое слово. Чуть повысил голос или перешел на личности, дети тут же зафиксировали. И за школьным порогом не расслабиться. Нельзя вести даже соцсети.
Вероника Серова, учитель: «Дети сейчас продвинутые, они могут вытащить любую фотографию, переделать ее, приделать любое тело. И будут распространять в своих чатах, о которых мы можем даже и не узнать».
Судя по статистике, в таких условиях живет и работает все больше современных учителей.
Анастасия Белолуцкая, кандидат психологических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией оценки профессиональных компетенций МГПУ: «Чуть ли не 70 процентов учителей из опрошенных подвергались так или иначе нападкам дразнилкам, насмешкам и другим издевательствам. Проблема замалчивается, об этом учителю говорить неудобно. Как будто ты не можешь справиться с ситуацией, что ж ты будешь об этом рассказывать».
Получается, школа жизни для детей трансформировалась в школу выживания для взрослых. Причем опытных педагогов в буквальном смысле выживают из школы. Ведь в конфликтной ситуации администрация зачастую на стороне ученика.
В случае оговора можно подать гражданский иск о защите чести и достоинства, добиться компенсации. Но это, скорее, уже борьба с последствиями. А как сформировать ту систему, в которой вероятность скандала изначально сводится к нулю?
Александр Деманов, учитель: «Не мешало бы принять отдельный закон, посвященный именно педагогам… Всегда должен быть баланс прав и обязанностей. Есть же омбудсмены, есть уполномоченный по защите прав предпринимателей. А почему подобное не создать для учителей?».
Алексей Черников, учитель: «Учителю необходима возможность удалить ученика с урока, учителю нужна возможность оставить ученика, возможно, после урока. школе нужна возможность отправить ученика принудительно на семейное обучение. Это все то, что уже работает в других странах. Учителя надо сделать административно значимым лицом».
Вероника Серова, учитель: «Первое такое хорошее действие — если с нового учебного года все-таки детям будут ставить оценку за дисциплину. И это тоже поможет молодому учителю не уйти из школы».
Возможно, ситуация изменится, когда оценка за поведение будет влиять на получение аттестата. Эксперимент начнется уже в сентябре.