Выставка в КАТК посвящена его многолетнему главному режиссёру и художественному руководителю Борису Азарову.
Удивительный мир
В экспозиции, подготовленной коллективом Крымского театра кукол, представлены реквизит, фотографии его трёх знаковых спектаклей, а это «Звёздный мальчик» Оскара Уайльда, «Каштанка» Чехова и «Петрушка» – постановка, в которой Борис Азаров исследовал истоки театра кукол и сам написал сценарий.
– Выбрать было тяжело, потому что у него много очень хороших спектаклей. Провели очень большую работу по реставрации. Обратите внимание на металлических кукол: какая тонкая работа! Когда готовили спектакль «Звёздный мальчик», были освоены новые техники работы с металлом. У каждой куклы сделаны даже пальчики, волосы, причёски, кружева – такая ювелирная работа! Каждая кукла имеет свой механизм. Благодаря этому они были не статичными, а функциональными, они работали, – отмечает руководитель литературно-драматургической части КАТК Галина Телегина.
Впечатляет и режиссёрское решение спектакля «Каштанка»: все куклы, костюмы, декорации сделаны из грубой мешковины.
– Он сделал не как обычно, как мы привыкли это воспринимать, а как бы исходя из представлений собаки: она бегает внизу и видит всё на уровне ног. И вот в таком ракурсе всё и сделано. Этот спектакль – лауреат государственной премии Крыма, – отмечает Галина Телегина.
Эту постановку театр планируется вернуть в репертуар.
С экспозицией можно познакомиться в зале Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. Выставка работает до сентября.
Любить всем сердцем
Борис Азаров оставил не только обширное творческое наследие, но и мощный фундамент в лице воспитанников, продолжателей его дела – режиссёров и актёров. Некоторые из них сейчас работают в КАТК, другие – в России и за рубежом.
Яркий талант актёра КАТК и заслуженного артиста РК Александра Рассохи Борис Иванович разглядел на выпускном спектакле, на котором он присутствовал в качестве члена экзаменационной комиссии. Пригласил молодого актёра на собеседование и прослушивание.
– Он просто настоящий организатор, профессионал, художник. Мастер. Умел и быть строгим, наказать, если за дело. Очень чёткое чувство меры. Без дисциплины ничего бы не получилось. Очень часто вспоминаю сейчас, потому что немножко не хватает этого объединяющего начала, – говорит Александр Рассоха.
И вспоминает ещё один совет от наставника:
– Любить театр. Не внешне, ведь об этом можно кричать сколько угодно, а больше внутренне – тогда что-то интересное и сделаешь.
Заслуженный артист РК Константин Гапонов до перехода в КАТК не имел соответствующих навыков работы с куклами. Однако мудрый учитель воспитал отличного специалиста.
– Это человек, который сделал театр для меня вторым домом. Очень жалею, что всего пять лет мне удалось с ним поработать. Он по профессии вёл, а я даже не понимал, когда, как и чему я учился. Это потом уже, спустя годы, с опытом начал понимать, как хитро он подвёл меня к этому, – отмечает актёр.
Вспомнил артист и происшествие во время подготовки «Каштанки».
Накануне важного православного праздника Константин Гапонов легкомысленно оставил на своём столе в гримёрке зажжённую свечу, а спустя полчаса обнаружил, что нечаянно спровоцировал пожар.
– Горела небольшая часть стола, но дыма и копоти было! Репетицию, конечно же, отменили, и я боялся получить нагоняй от Бориса Ивановича. Но он, даже когда ругал нас, делал это по-отцовски. Не зря у него на двери написано «Тато», и мы его так до сих пор называем, – рассказал актёр.