С 19.06.2025 вступил в силу Федеральный закон от 20.03.2024 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Закон № 33-ФЗ), которым на основе поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации, урегулированы вопросы организации местного самоуправления (далее – ОМС) в единой системе публичной власти.
В частности, Законом № 33-ФЗ уточнено понятие местного самоуправления, под которым понимается признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 33-ФЗ установлена одноуровневая система организации местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление осуществляется в следующих видах муниципальных образований: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
При этом предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, регулирование вопросов организации местного самоуправления может осуществляться с учетом особенностей, предусматривающих возможность сохранения установленной законом субъекта Российской Федерации на день вступления в силу Закона № 33-ФЗ территориальной организации местного самоуправления с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона № 33-ФЗ, и (или) муниципальных образованиях, образующих двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы) (часть 7 статьи 9 Закона № 33-ФЗ).
Согласно статье 32 Закона № 33-ФЗ полномочия ОМС подразделяются на:
- полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между ОМС и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (принятие устава муниципального образования, составление и рассмотрение проекта бюджета, установление, введение в действие и прекращение действия ранее введенных местных налогов и сборов и пр.);
- полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации (организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями и пр.);
- полномочия (перераспределенные Законом № 33-ФЗ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации), которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления ОМС (дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, осуществление мероприятий по лесоустройству, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах и пр.).
Следует отметить, что положения статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89 Закона № 33-ФЗ, касающиеся осуществления полномочий ОМС по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, права ОМС на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям ОМС, а также муниципального контроля, вступают в силу с 01.01.2027.
Установлен единый пятилетний срок полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (часть 4 статьи 25 Закона № 33-ФЗ).
Предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Избрание представительным органом муниципального образования осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность. Порядок предварительного рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается законом
В целях наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, в структуре местной администрации в соответствии с критериями, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут быть сформированы территориальные органы местной администрации. При этом указанный закон субъекта Российской Федерации в качестве одного из критериев формирования в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации должен предусматривать пешеходную доступность до административного центра муниципального образования или до территориальных органов местной администрации и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (часть 17 статьи 22 Закона № 33-ФЗ).
Частью 5 статьи 47 Закона № 33-ФЗ установлено, что порядок назначения и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами (далее – НПА) представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В статье 88 Закона № 33-ФЗ определены особенности организации местного самоуправления на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, согласно которым глава муниципального образования, в состав территории которого входит населенный пункт, являющийся административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Законом № 33-ФЗ урегулированы и иные вопросы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти.
Учитывая значительный объем предстоящей работы по реформированию местного самоуправления в республике, решением Комитета Государственного Совета Республики Крым по государственному строительству и местному самоуправлению от 06.05.2025 образована рабочая группа по совершенствованию системы местного самоуправления в Республике Крым, в рамках которой ведется работа по разработке проектов законов, направленных на приведение нормативно- правовой базы республики в соответствие с изменениями федерального законодательства.