С начала текущего года в Федеральной налоговой службе функционирует новый упрощенный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров – так называемые «легкие» жалобы. Целью введения такого порядка является создание условий для максимально быстрого разрешения налогового спора с минимумом процедурных и транзакционных издержек. Данный способ подачи жалобы применим также и относительно споров по взысканию налоговой задолженности.
Однако далеко не все разновидности налоговых споров возможно разрешить, направив «легкую» жалобу. Данный вид жалобы можно подать при наличии споров относительно взыскания:
- сальдо ЕНС (в связи с не учетом налоговой декларации, судебного акта, платежа);
- требования об уплате задолженности;
- решения о взыскании задолженности;
- сообщения об отказе в возврате (зачете) средств;
- приостановлении операций по счетам;
- отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки.
Таким образом, при несогласии с процедурой взыскания можно подать «легкую» жалобу. Однако в случае несогласия с суммой налога – только жалобу в обычном порядке. То есть, в случае несогласия с начислениями по имущественным налогам (не применена льгота, неверные характеристики объекта налогообложения или его отсутствие), доначислением НДФЛ в связи с продажей имущества, отказа в предоставлении налоговых вычетов и прочее, в налоговый орган возможно направление жалоб только в обычном порядке. При подаче жалобы в неверном порядке увеличивается срок рассмотрения подобных обращений и разрешения споров.
Для удобства заявителей, каждой поступившей в налоговый орган «легкой» жалобе присваивается свой уникальный ID номер. В сервисе «Узнать о жалобе» сайта ФНС России, используя ID номер жалобы, можно отслеживать ход ее рассмотрения. Также, именно этот номер должен быть использован налогоплательщиком в случае необходимости направления дополнений и ходатайств по вопросам, изложенным в жалобе.
Срок рассмотрения «легкой» жалобы составляет 7 рабочих дней со дня ее поступления в налоговый орган.