Каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью приобретения товаров для своих бытовых нужд. Такие покупки носят постоянный характер, следовательно, каждый покупатель хоть раз сталкивался с проблемой некачественного товара, задержки в его поставке или другим нарушением его прав как потребителя. Для защиты рядовых граждан от недобросовестных изготовителей или продавцов был принят Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992 г., «О защите прав потребителей».
Добросовестные и ответственные продавцы, заботясь о своей репутации, как правило, решают вопросы возврата товара мирным путем. Однако, есть продавцы, допускающие в своей работе нарушения прав потребителей. Итак, в случае покупки товара ненадлежащего качества, настоятельно рекомендуем Вам, воспользоваться своими правами и вернуть деньги или обменять некачественный товар на товар надлежащего качества.
В соответствии с положениями закрепленными в статье 18 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатков, потребитель имеет право:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Возврату не подлежит товар, указанный в Перечне товаров, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2463
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара;
-нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого-года-гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Вернуть технически сложный товар можно только при наличии в нём недостатков или если продавец предоставил покупателю неверную информацию о товаре.
Технически сложные товары - это потребительские товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее устройство и выполняющие пользовательские функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов.
Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.
Для возврата некачественного товара продавцу, необходимо обратиться к продавцу с соответствующим требованием о возврате денежных средств затраченных на товар ненадлежащего качества и вернуть товар продавцу. Заявление необходимо написать в 2 экземплярах, на одном из экземпляров проставляется дата получения заявления-претензии. Письменная претензия составляется в свободной форме с указанием: данных получателя претензии (наименование, место нахождения, иная контактная информация); Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования товара, даты и места его приобретения, способа оплаты; обнаруженных недостатков, времени и обстоятельств их обнаружения; заявления об отказе от исполнения договора купли-продажи и требования о возврате уплаченной за товар суммы.
Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению в течение 10 дней с момента подачи заявления. Каждый день просрочки сверх этих 10 дней обойдется продавцу в 1% от общей стоимости товара.
При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке потребитель имеет право на обращение с иском в суд. По общему правилу исковое заявление о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 100 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд. В судебном порядке также потребитель имеет право потребовать от продавца компенсации морального вреда. При этом истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.
В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50% присужденной вам суммы. При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные Истцом судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.
При этом, разъясняем, что применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Аналогичное положение закреплено п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1 и п п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Также, в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 Вы можете требовать компенсацию за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона № 2300-1).
В свою очередь, защита Ваших прав Роспотребнадзором может быть осуществлена только в рамках полномочий, установленных ст. 47 ГПК, в ее взаимосвязи с ч. 8 ст. 40 Закона, согласно которым уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей (его территориальный орган) привлекается судом к участию в деле или вступает в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Дополнительно информируем, что актуальная информация для потребителей размещена в государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru Кроме того, раздел «Справочник потребителя» рубрика: «Примерные формы документов» содержит образцы претензий, исковых заявлений.