Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал насыщенное фактами интервью изданию «Коммерсант».
Часть восьмая:
После пятисотлетнего доминирования в мире, и особенно после исчезновения СССР, Запад решил, что настал «конец истории» — теперь всех «построим», «все будут по-нашему маршировать». Получилось по-другому. Россия вернулась к своим историческим, традиционным истокам. «Поднялись» новые державы. Конечно, когда Запад пытается сдержать их развитие различными санкциями, тарифами, то это проявление тех самых «правил». Это не сработает.Сейчас у американцев с Китаем идет пикировка. США ввели стопроцентные тарифы, а Китай защитился — тоже ввел тарифы на свои экспортные товары, которые позарез нужны американцам. Но сделал это Китай в ответ на первый шаг Вашингтона. Это замкнутый круг. Но это не имеет никакого отношения к борьбе за права человека и справедливость. Это меры по подавлению конкурентов. Американцы исходят из неизбежности согласия всех остальных с тем, что они будут продвигать. Это объясняется инерцией. За долгие послевоенные годы на «генетическом уровне» сложилось, что США — это главная держава, эмитент мировой резервной валюты.
Еще десятилетия назад неоднократно предлагалось ввести другие средства взаиморасчетов. Но американцы говорили, что доллар — это не их собственность, а всеобщее благо, всемирное достояние, «смазка» всей мировой экономики. Дескать, все «крутится», «вертится», все отлажено. Потом начались санкции (в том числе и после референдума в Крыму), которые, в частности, предполагали использование доллара как оружия. Неслучайно, когда Дональд Трамп вел избирательную кампанию, он специально касался негативной, губительной роли, которую сыграла администрация Байдена, злоупотребляя положением доллара как резервной валюты, используя доллар как оружие для наказания тех, кто этой администрации не нравился. Смысл того, что сказал Дональд Трамп, заключался в том, что под основу могущества США, под валюту, которая обеспечивает американцам решающие позиции на мировых рынках, заложена мина замедленного действия.
Трудно сказать, что сейчас будет с долларом. Дональд Трамп, будучи в Белом доме, пока еще не предпринял шаги, чтобы восстановить доверие к доллару.
Процессы ухода от доллара продолжаются в БРИКС, ШОС, СЕЛАК. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва активно выступает за создание альтернативных платежных платформ. Повторю, что по нашей инициативе работа по их формированию и созданию перестраховочных компаний уже идет в БРИКС.
Президент России Владимир Владимирович Путин, когда ему задавали соответствующие вопросы, неоднократно говорил, что мы не уходили от доллара, нам ограничили его использование, поэтому мы вынуждены торговать с нашими партнерами, обслуживая эту торговлю по-другому, в национальных валютах. Сейчас будут и цифровые валюты.
Многополярность за одну ночь не настанет. Это только во Франции петух прокукарекал — и все сразу наступает по их желанию. Это по-настоящему длительная эпоха, как до этого была колониальная эпоха, как была эпоха деколонизации. Учитывая глубочайшую взаимозависимость глобальной экономики, сложившейся особенно после распада Советского Союза, когда всем казалось, что механизмы отлажены, инструменты есть, все принимали принципы глобализации, а теперь «конец истории» и так далее.
Выяснилось, что принципы глобализации легко приносятся в жертву, если нужно убрать конкурента. Так они поступили с нами, с тем же Ираном и с другими странами, чьи золотовалютные резервы арестовывались и потом становились предметом шантажа и давления. Неприкосновенность собственности просто в одночасье была сметена как неприкосновенный принцип (простите за тавтологию). Честная конкуренция не существует. Сейчас ведутся тарифные войны, даже независимо от санкций. И многое другое.