Августовское утро 2019 года для пассажиров рейса "Жуковский – Симферополь" обернулось историей, которую СМИ потом назовут "чудом на кукурузном поле". Airbus A321 авиакомпании "Уральские авиалинии", столкнувшийся вскоре после взлета со стаей чаек, вынужден был совершить посадку на сельскохозяйственное поле неподалеку от аэропорта. Никто не погиб - 27 человек получили травмы различной степени тяжести, но экипаж спас 226 пассажиров. Почти шесть лет спустя Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчет, где подробно изложил причины и последствия происшествия.
По выводам комиссии, столкновение с птицами привело к критическому повреждению обоих двигателей. Суммарная тяга упала до величины, меньшей, чем у одного исправного двигателя в штатном взлетном режиме FLEX 49. Это сделало продолжение полета фактически невозможным при сохранении выпущенных шасси. Комиссия отметила: ситуация "вышла за пределы ожидаемых условий эксплуатации, установленных при сертификации типа воздушного судна". Даже теоретически сохранение тяги не гарантировалось - поврежденные двигатели могли окончательно выйти из строя в любой момент.
ФОТО: © KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/ GLOBAL LOOK PRESS
Тем не менее, в отчете указано, что моделирование показало возможность продолжения полета при действиях экипажа строго по инструкции. В теории Airbus мог набрать минимальную безопасную высоту, убрав шасси и сбалансировав самолет по параметру "бета-таргет" на скорости не ниже V2. Однако безопасный исход при этом сценарии не гарантировался: работа поврежденных двигателей оставалась непредсказуемой, и их состояние могло ухудшиться в любую секунду. Кроме того, способность самолета совершить разворот и вернуться на аэродром зависела бы от погоды, турбулентности и качества пилотирования.
ФОТО: © KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/ GLOBAL LOOK PRESS
Проще говоря, шансы дотянуть до полосы у экипажа были минимальными - и потому решение садиться прямо перед собой, на кукурузное поле, специалисты МАК назвали единственно верным. Впрочем, отчет не обошелся без критики в адрес летчиков. Эксперты отметили "явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности" в их действиях на начальном этапе после столкновения. В частности, экипаж не убрал шасси, проигнорировал показания директорной стрелки по тангажу и не произвел центровку по курсу. В отчете указано, что сложившаяся обстановка "превысила психоэмоциональные возможности экипажа, хотя и не вызвала у него ступора".
Любопытно, что анализ психологического состояния пилотов, проведенный специалистом с 25-летним опытом работы в области психодиагностики, в итоговом документе был засекречен. Это породило новые споры в профессиональной среде - о границах ответственности и стрессоустойчивости летчиков при аварийных взлетах.
ФОТО: © KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/ GLOBAL LOOK PRESS
Авиационные эксперты Airbus и французского бюро BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации) в своем особом мнении выразили сомнение по поводу некоторых рекомендаций МАК. В частности, им не понравилось предложение о включении в эксплуатационные документы пунктов, допускающих прекращение взлета после достижения скорости V1 - порогового момента, когда пилот обязан продолжить взлет даже при отказе двигателя. По мнению Airbus, такая рекомендация "может привести к вредным навыкам и неверным решениям" в критических ситуациях.
Отдельное внимание комиссия уделила причинам самого столкновения. В МАК заявили, что авиационное происшествие стало возможным из-за устаревших стандартов орнитологического обеспечения и неблагополучной экологической обстановки вокруг аэропорта "Жуковский". В радиусе нескольких километров от ВПП находились свалки и пищевые объекты, привлекавшие птиц. "Часть мест отдыха и ночевки птиц могла находиться на противоположной стороне аэродрома, что вынуждало чаек пересекать взлетно-посадочную полосу на пути к местам кормежки", - говорится в документе.
ФОТО: © KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/ GLOBAL LOOK PRESS
В результате, самолет столкнулся со стаей почти сразу после отрыва от полосы. Повреждения оказались настолько серьезными, что оба двигателя потеряли мощность, а экипаж оказался в уникальной, неописанной в руководствах ситуации. Летчики приняли решение садиться на ближайшую открытую площадку - поле с кукурузой. Через полторы минуты после взлета лайнер уже стоял на брюхе среди растений, а пассажиры покидали салон по аварийным трапам.
Это приземление стало одним из самых успешных в истории гражданской авиации России, сопоставимым с "чудом на Гудзоне", когда экипаж американского Airbus в 2009 году посадил самолет на реку после аналогичного столкновения с птицами.
Так что "чудо на кукурузном поле" - не просто журналистская метафора. Эксперты признают: с точки зрения техники и вероятности выживания, тот августовский день действительно стал чудом, в котором решающую роль сыграли мгновенные решения экипажа и редкая удача. А вывод комиссии МАК только закрепил этот вывод: теоретически самолет мог продолжить полет - но лишь в расчетах. В реальности шансов почти не было.













































