Заслуженный деятель искусств России Юрий Кара жил ярко и не боялся экспериментировать. Режиссер снял не так много картин, однако почти все они признаны классикой отечественного кинематографа.
Выдающегося режиссера Юрия Кары не стало летом 2025 года. Он в возрасте 70 лет во время проведения кинофестиваля в Ялте. Причиной смерти стал инфаркт.
В 23 года он стал студентом ВГИК после того, как получил диплом физика. Его педагогами были народные артисты СССР, супруги Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
В последнем интервью Кара рассказывал, что Герасимов «жестко отчитывал» некоторых студентов за то, что те бездельничали. Хотя и репетировали они усердно.
Юрий Кара: «Там состоялся показ первого моего этюда „Случай в троллейбусе“, очень смешной, вся мастерская просто лежала. Состоялось это 26 декабря 1982 года, и я считаю, это мой день рождения как режиссера».
Там же Кара, по его словам, рассказал о замысле фильма «Завтра была война». Как отметил режиссер, значительную часть фильма сняли без Герасимова, а когда тот увидел ленту, то вышел весь в слезах, расцеловал девчонок и добавил, что некоторые сцены надо доснять. И позже они дописывали сцены на даче Герасимова в Солнечногорске.
Юрий Кара: «Он действительно гениальный кинодраматург».
Лента «Завтра была война» собрала огромное количество наград на международных кинофестивалях и проложила молодому режиссеру путь в большое кино.
Позже Кара дерзнул взяться за фильм по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», и здесь мистика не обошла его стороной.
Юрий Кара: «Снимали в саду „Эрмитаж“. Там Левитин Михаил, главный режиссер театра „Эрмитаж“, тоже хотел поставить „Мастера и Маргариту“. Тут, по легенде, Лакшин, который был искусствоведом и консультантом его работы, звонит: „Миша, бросай все, прорвало трубу, горячая вода залила всю монтажную, все пленки пропали, это нечистая сила, давай не будем“. Миша посмеялся. И, по легенде, как только он положил трубку, у него разорвалась батарея и горячая струя прямо в него била».
По словам Кары, затем режиссер говорил, что и у них ничего не получится, не стоит даже начинать.
Юрий Кара: «Я думаю, что раз такое начало, надо как-то обезопаситься».
Кара тогда попросил ассистентку привести священника, тот пришел с ведром святой воды и «всех обрызгал». При этом, по словам режиссера, потом освященная камера не ломалась, в отличие от другой.
Также Кара рассказывал, что изначально ленту хотели снимать в Судаке, но съемки не состоялись, он ехал по делам в Москве, в Госкино ему как раз выдали новую «Волгу».
Юрий Кара: «И вдруг она рассыпается. Я выхожу — дом, эта нехорошая квартира Булгакова. И такая мысль: „Какой тебе еще нужен знак, чтобы снимать не в Судаке, а в Израиле“».
Кара тогда сказал продюсерам, что «надо снимать там, где написано у Булгакова, где возникли три религии — иудаизм, христианство и ислам». Ему ответили, что денег нет, и Кара даже был готов отказаться от съемок, но все-таки позже средства нашлись.
Также в интервью Кара отмечал, что несколько раз был председателем жюри на разных фестивалях.
Юрий Кара: «Посмотрел пару фильмов, и у меня такое впечатление, что нынешнему поколению вообще надо запретить снимать о Великой Отечественной войне. Допустим, фильм „Мы из будущего“ — ерунда такая снята за 450 млн, что ни души, ни сердца, ни артистов, ни истории. С добрыми намерениями снят фильм „Суворовец“, но таких деревень не бывает, таких суворовцев не бывает. Молодые ребята, просто посмотрите, не знаю, „В бой идут одни старики“, „А зори здесь тихи“».
Говоря о том, какова главная цель кино, Кара тогда привел слова его наставника Герасимова: «Фильмы должны помочь людям выжить в наше непростое время — оно всегда у нас непростое — а не втаптывать в грязь».
Смотрите все выпуски программы «Однажды» на NTV.RU



































