Украинские спецслужбы похвастались очередной якобы успешной диверсией, проведённой на Чёрном море. На этот раз против русской подлодки проекта 636 "Варшавянка". Представители Черноморского флота, а после и Минобороны России выступили с оперативным заявлением.
В понедельник вечером Служба безопасности Украины опубликовала кадры того, что, по их утверждению, являлось результативной атакой на дизель-электрическую подводную лодку проекта 636 "Варшавянка". Вражеская спецслужба заявила, что атака, мол, была проведена с помощью подводного беспилотника Sub Sea Baby во время стоянки субмарины у причала в Новороссийске.
Командование Черноморского флота, а позже и Минобороны России оперативно выступило с опровержением этих кадров и заявлений.
Информация, распространённая спецслужбами Украины, о якобы "уничтожении" в бухте Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота одной из российских подводных лодок, не соответствует действительности. Попытка противника провести диверсию при помощи подводного безэкипажного аппарата не достигла своих целей. Ни один корабль или подводная лодка Черноморского флота, дислоцированные в бухте Новороссийской военно-морской базы, а также их экипажи в результате диверсии не получили повреждений и несут службу в штатном режиме,
— говорится в сообщении, подписанном начальником пресс-службы Черноморского флота капитаном 1 ранга Алексеем Рулёвым.
Многие военные обозреватели отмечают, что это первый случай официального комментария на сообщения противника о гибели корабля Черноморского флота за несколько лет. Ранее флотское руководство предпочитало просто игнорировать такие инфоповоды.

Вопрос доказательств
Заявление капитана 1 ранга Рулёва не отрицает факт атаки, произведённой вражеским беспилотником внутри охраняемого периметра базы, но утверждает, что противнику не удалось повредить подводный корабль.
Тут, к сожалению, вспоминается другое заявление — столь же краткое и по-военному уверенное, — сделанное в апреле 2022 года официальным представителем Минобороны России Игорем Конашенковым:
Крейсер "Москва" сохраняет плавучесть. Основное ракетное вооружение не повреждено. Экипаж был эвакуирован на находящиеся рядом корабли Черноморского флота. Принимаются меры по буксировке крейсера в порт. Причины пожара устанавливаются.
С другой стороны, совершенно очевидно, что в век нейросетей, легко генерирующих двигающихся и говорящих людей, украинское видео с моментом атаки тоже не является достоверным доказательством.
Если бы противнику действительно удалось повредить нашу субмарину, то на Западе обязательно опубликовали бы спутниковые снимки высокого разрешения, которые показали реальный масштаб разрушений. При безрезультатной атаке таких публикаций и камланий вокруг них не будет.

Пример такого рода дала отработка западными СМИ украинской операции "Паутина", по результатам которой Киев заявил о "десятках уничтоженных русских ракетоносцев", а вот спутниковые снимки показали считанные единицы уничтоженных бортов (в Минобороны России тогда же подтвердили только "возгорание нескольких единиц авиационной техники"). В результате ведущие западные СМИ просто не стали снимки публиковать, предпочитая лишь пересказывать украинскую завышенную версию событий.
Нельзя также не отметить, что Украина активно рекламировала свои подводные беспилотники, однако морской дрон Sub Sea Baby вообще никогда и нигде до вчерашнего дня не упоминался. Нет никаких видео- или фото-свидетельств его тестов или показа на выставках. Притом что другие БЭКи и подводные аппараты, изготовляемые по линии ГУР, всегда аккуратно вводятся в информационное пространство через небольшие сливы в подконтрольные СМИ и Telegram-каналы. Появление же принципиально нового дрона, которым якобы с первого же раза успешно проведена атака, как минимум не добавляет сообщению достоверности.

Тяжесть последствий
Ещё до того, как командование Черноморского флота выкатило опровержение, ряд ТГ-каналов и обозревателей опубликовали свои замечания и мысли по ситуации.
Похоже, что БЭК попал возле кормы "Варшавянки", где располагаются вертикальный и кормовой горизонтальный рули, а также гребной винт. Если это так, то даже при учёте большущего везения и отсутствии прямого попадания в саму лодку эти очень важные и уязвимые механизмы могли получить серьёзные повреждения, что потенциально может надолго вывести подводный носитель "Калибров" из игры,
— отмечал канал "Военный Осведомитель".
Другие комментаторы обратили внимание на то, что в этой истории заслуживает внимания не только вопрос, была ли повреждена подводная лодка или нет, но и то, что противник имеет возможность действовать внутри, по идее, защищённой акватории. Кроме того, может взламывать и получать доступ к установленным там видеокамерам (видео атаки снимала установленная на берегу камера, которая, скорее всего, не могла быть вражеской).
Косяк — что подводный дрон вообще смог попасть в бухту через наружные боны. Ну и контроль СБУ через наши же камеры — промолчу. Но ... в сторону современной гидроакустики, распределённых систем контроля акватории, средств поражения подводных аппаратов — перезревшие задачи, которые надо решать. В том числе нужны массовые недорогие патрульные (универсальные) катера, "хозяева" литоральных акваторий,
— пишет Алексей Васильев, ведущий канала "Русский Инженер".
А вот авторы военно-аналитического канала "Военная Хроника" вспомнили старую аксиому, согласно которой в морской войне линия фронта всегда проходит по берегу. Будет ли это наш берег или вражеский, как раз зависит от дееспособности флота.
Есть и другая сторона темы с применением украинских БЭКов по объектам России в Чёрном море. Речь идёт о контроле всей прибрежной полосы в Одесской и Николаевской областях. Обеспечить реальную безопасность объектов на старой территории России (с гарантированным недопущением любых провокаций) можно фактически только в том случае, если будет взятие Одессы и Николаева вместе с длинным участком побережья в несколько сотен километров,
— уверены авторы канала.
Также они отмечают, что России следовало бы создать свой аналог американской системы SOSUS — разветвлённой сети пассивных гидрофонов и активных гидролокаторов, соединённых между собой и береговыми станциями слежения с помощью подводных кабелей.
Такое решение позволило бы хотя бы частично повысить возможности реагирования. Оно дало бы больше времени на принятие решений и ускорило бы перехват БЭКов даже в сложных погодных условиях,
— отмечают военные аналитики.
При этом Черноморскому флоту обязательно нужно сохранить в своём составе боеспособное ядро подводных лодок.
Черноморскому флоту подлодки обязательно нужны. Во-первых, ЧФ поддерживает средиземноморскую эскадру. Во-вторых, есть страны НАТО на Чёрном море, которые противостоят нашему флоту. Это и Румыния, и Болгария, и Украина, и Турция. Непонятно, куда ситуация качнётся. То есть там флот нужен большой, и подводный в том числе,
— отметил в разговоре с Царьградом сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ России Виктор Блытов.
При этом эксперт отметил, что нанести подводной лодке повреждения не так-то просто, но их ремонт имеет значительную специфику по сравнению с ремонтом надводных кораблей.
Если она получила повреждение, то просто так там заплатку не приваришь. Всё это делается отсеками, собирается как кубик, рубить придётся по переборкам, если там повреждение какого-то прочного корпуса. Подводной лодке, с точки зрения непотопляемости, очень важно, чтобы корпус был цельнотянутым из специальных сплавов,
— добавил Блытов.
В сухом остатке
По данным открытых источников, в 2025 году Черноморский флот имел в строю пять подводных лодок, все типа "Варшавянка". Точный состав этих сил засекречен и официально не публикуется.
Одна из них находилась в бухте Новороссийска в момент диверсии. Известно также, что ещё одна должна в обозримом будущем вернуться после длительного ремонта. Судьба третьей остаётся неясной: сообщалось, что в 2023-м она пережила удар крылатой ракетой Storm Shadow, после чего была отправлена на ремонт. Что с четвёртой и пятой – конкретики нет.
Каждая из модернизированных "Варшавянок" несёт четыре "Калибра", каковые позволяют поражать цели на всей глубине украинской территории. Потеря одной из действующих субмарин могла бы значительно снизить ударный потенциал нашего Черноморского флота, что стало бы крайне неприятным событием.








































