Пребывание апостола Андрея в Крыму: факты и легенды

Пребывание апостола Андрея в Крыму: факты и легенды

«Ловец человеков», так Христос назвал одного из первых своих последователей – рыбака Андрея. Вспомним замечательные факты, связанные с его миссионерским путешествием по Тавриде.

Приводить к Спасителю язычников

Евангелия мало сообщают об Андрее, но эти сведения очень значимы. Так, эпизод, рассказывающий, как Андрей помогает эллинам встретиться с Иисусом, показывает будущую апостольскую миссию Первозванного: приводить к Спасителю язычников.
Из евангельских сцен вырастают церковные предания. Они основаны, как правило, на устных свидетельствах ранних общин и зафиксированы авторитетными христианскими писателями. Так, в III–IV столетиях Ориген и Евсевий сообщают, что вскоре после вознесения Господня ученики его бросили жребий, распределяя страны, где они будут проповедовать Евангелие. Андрею выпала, в частности, Скифия, куда входила и обширная территория северного побережья Понта Эвксинского (Чёрного моря).
Наиболее полным источником информации о миссионерской деятельности Андрея является книга, написанная на рубеже VIII–IX веков монахом Епифанием. Он прошёл все места, связанные с Первозванным, и оставил ценные сведения о пребывании апостола в Боспоре (Керчь), Феодосии и Херсонесе (Севастополь).

справка

Апостол Андрей Первозванный. Икона эпохи Византии (Македония, XIV век).
Андрей – один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Евангелие от Иоанна сообщает, что Андрей был первым призван Иисусом, поэтому в православной церкви носит титул Первозванного.
Предания сообщают, что согласно жребию Андрей нёс свет христианства в Скифию и славянские земли, совершал миссионерские путешествия вокруг Чёрного и Средиземного морей. Был казнён в городе Патры на X-образном кресте.
День памяти апостола Андрея в православной церкви – 13 декабря.
Иван КОВАЛЕНКО. Фото автора и из открытых источников.

Пропавшая реликвия

– Увидев чудеса, которые творил Андрей, жители Боспора скоро оказали послушание, как они сами рассказывали, – радуется Епифаний.
Он посещает «весьма большой храм Святых Апостолов», на месте которого, по всей вероятности, ныне возвышается собор Иоанна Предтечи.

Провидению было угодно подарить Керчи удивительный артефакт, связанный с Первозванным. С XVIII столетия задокументирована история о нахождении рядом с церковью античного мраморного постамента. Легенда гласила, что, стоя на нём, благовестник произносил речи, размягчающие не только души, но и камень, на котором сохранились след Андреевой ступни и небольшая выемка «для оконечности посоха». В начале XX века святыня хранилась в специально построенной часовне возле церкви Предтечи, но исчезла в годы советской власти.

Лик апостола?

В керченском Лапидарии – музее каменных древностей – представлен исполненный в мраморе скульптурный портрет. Барельеф обнаружили 160 лет назад при земляных работах недалеко от церкви Иоанна Предтечи. Артефакт получил название «Генуэзец».
На плите изображён пожилой мужчина с суровым лицом, обрамлённым пышной шевелюрой и окладистой бородой. «Художнику удалось передать мудрый взгляд и согбенность фигуры под тяжестью молитвенных трудов», – отмечает научный сотрудник музея
В. Холодков. Сравнивая описание апостола, данное автором жития, исследователь выдвигает гипотезу: перед нами – облик Андрея Первозванного. Епифаний отмечает, что видел в Синопе написанную на мраморе древнюю чудо-творную икону апостола. Выставленный в музее портрет, возможно, привезли из-за моря христиане, бежавшие в Керчь от турецких притеснений.

Труды не пропали

Епифаний отмечает: пройдя весь Крымский полуостров, Андрей воротился в Боспор, где многих утвердил в вере. Наблюдение, сделанное в IX столетии, нашло чудесное подтверждение в свято-апостольском городе спустя более чем тысячу лет.

В 1893 году в Керчи состоялось открытие богадельни и Андреевской церкви при ней, обустроенной на средства купца Андрея Золотарёва. В начале Первой мировой войны здесь создали госпиталь, действовавший до конца Гражданской войны. Советская власть уничтожила храм, а во время Великой Отечественной войны были разрушены все другие здания. На месте богадельни разбили Комсомольский парк.
Но свято место пусто не бывает: здесь вырос новый божий дом во имя Андрея Первозванного. А на выезде из города в сторону Феодосии поднялась элегантная звонница – памятник апостолу.

Славный Андреевский стяг

Заканчивая рассказ о деяниях поборника веры в Керчи, следует вспомнить события 1699 года, когда в пролив вошла эскадра под неведомым османам флагом: на бело-сине-красном фоне крест-накрест голубые полосы. Таким образом Московское государство впервые заявило о себе как о морской державе. Командовал соединением адмирал Фёдор Головин – первый кавалер первого российского ордена Андрея Первозванного. Вышним командором одного из кораблей был сам Пётр I, взявший для конспирации псевдоним Михайлов.
По окончании военно-политической операции у берегов Крыма царь всея Руси утвердил образцы государственного и военно-морского флагов страны. Началось победное шествие Андреевского стяга по морям и океанам. А в 1920 году «бело-синие птицы» в последний раз расправили крылья, спасая от уничтожения белую армию, увозя цвет родины из портов Керчи, Феодосии, Севастополя.

Сохранили веры огонёк

– Из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный. Уверовали здесь немногие, – констатирует Епифаний.
«Богоданная» ещё пребывала под властью язычества, и зёрна вечной жизни не нашли здесь достойной почвы. Но земная слава преходяща, и «ныне Феодосия в развалинах и безлюдна, и не видно следа человеческого», как отмечает путешественник.

Однако только благословением Первозванного можно объяснить тот факт, что Феодосия бережно сохранила множество христианских святынь разных периодов истории. Карантин может гордиться редкостным ландшафтом: с крепостными стенами цитадели мирно соседствуют средневековые греческие и армянские церкви. Настоятелем храма Святой Екатерины 20 лет был Андрей Косовский, павший в 1920 году первой жертвой красного террора и причисленный к лику священномучеников.

Храм над источником

Путь апостола по Тавриде убедительно маркирует уникальный топоним, сохранившийся с незапамятных времён. Неподалёку от села Генеральского (Большая Алушта) в глухом лесу спрятались руины древнего храма Ай-Андрит. В слове «ай» угадывается греческое «агиос», что значит «святой», Андрит – искажённое греческое имя.

Людское невежество обратило святыню в руины, но даже в них ещё можно различить архитектурные особенности, позволяющие определить время постройки здания в эпоху Поздней Византии (XIV–XV вв.).

По счастью, сохранилась в неприкосновенности главная святыня церкви – родник. Он выходит на свет по галерее, проложенной под алтарём. Живительная влага, освящённая первым учеником Спасителя, «вода, текущая в жизнь вечную», много веков приносит пользу людям.

Какой оставишь след?

Последним пунктом пребывания апостола в Тавриде стал Херсонес. Город находился под влиянием Рима, и этот статус отражался на мировоззрении жителей. «Херсаки народ коварный, туги на веру», – клеймит язычников Епифаний. Тем не менее «Андрей пробыл у них довольно дней». Его деятельность в Херсонесе связана с чудом, которое можно наблюдать и сегодня.

Пребывание апостола Андрея в Крыму: факты и легенды

«Степенная книга» – выдающийся документ древнерусской истории – сообщает: намереваясь отправиться из Херсонеса в землю славянскую, Андрей поднялся на прибрежную скалу для молитвы, и в этот момент на камне «яко на воску» отпечатались следы просветителя народов.

Невероятно, но факт: несколько лет назад на территории Херсонеса Таврического был обнаружен вдавленный в известняк отпечаток человеческой ступни. Верующие не сомневаются, что это – след, оставленный Первозванным.

Продолжение пути

Память о пребывании Андрея в наших краях настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что стала частью современного Таврического эпоса.

Так, автору этих строк довелось услышать замечательную историю от одного из уважаемых крымоведов – поклонников Коктебеля. Поднявшись на возвышенность, где покоится Макс Волошин, мой спутник рассказал поверье, бытующее у нынешних носителей сознания Серебряного века: дух Первозванного... вселился в духовидца Волошина. Подтверждением тому служит и сходство черт характера Андрея и Максимилиана, и плодотворная их деятельность в Скифии и Киммерии, и даже облик, запечатлённый на обрывах Карадага: задумчиво глядящий в безбрежное пространство мужской профиль, обрамлённый буйной шевелюрой и окладистой бородой. Так в «незнаемой стране» соединились два начала – апостольское и поэтическое, и от этого союза родился миф о Крыме как земле откровения.

Иван Коваленко

Подписывайтесь на нас в MAX, Дзен, Телеграм, ВК и ОК.

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей