Одним из самых любимых в народе весенних церковных праздников является Вербное воскресенье. В этот день многие, обзаведясь заранее молодыми, только проросшими, веточками вербы или ивы, идут в храм на службу, чтобы их освятить. В нынешнем году, согласно пасхальному циклу, который является переходящим (потому что зависит не только от солнечного, но и от лунного календаря), Вербное воскресенье выпадает на 13 апреля.
Хоть от этого дня многие люди с давних времён и привыкли отмерять какие-то весенние циклы и определять природные закономерности, в основном касающиеся сельскохозяйственных работ, но на самом деле ни в коем случае не стоит относить этот праздник к разряду народных традиций. А всё потому, что этот праздник имеет в своей основе реальное евангельское повествование о Христе и по определению не может являться всего лишь традицией какого-либо народа.
Содержанием и сутью этого праздника является событие, которое произошло в городе Иерусалиме около двух тысяч лет назад и описано в Священном Писании всеми четырьмя апостолами-евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. За день до этого события Христос совершил одно из самых поразительных Своих чудес: Он воскресил человека, единственного, кого называл Своим другом, – брата Марфы и Марии Лазаря. Причём воскресил на четвёртый день после его смерти, тогда, когда тело Лазаря начало уже разлагаться и источать смрад. Это чудо повергло в шок и изумление весь израильский народ, и даже тех, кто ранее был свидетелем и даже участником чудесных и спасительных дел Христа. Известие о таком неимоверном событии моментально разлетелось по всей стране, и народ, проникшись великим восхищением и надеждой, стёкся в Иерусалим, чтобы увидеть Иисуса Назарянина, потому что уверовал, что Он и есть истинный Христос, которого ждали все евреи на протяжении тысячелетий.
Когда Христос пришёл из Вифании в Иерусалим, он въехал в город на молодом осле. Народ в этот момент встретил Его очень торжественно и, как было принято при встрече чтимых лиц, устелил дорогу перед Ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями. Иисус же, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въехал в город на животном, которое очень ценилось на Востоке, в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах.
Народ, ошибочно видя во Христе революционера и будущего избавителя от римского владычества и ига, покрывал Его славой, крича: «Осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во Имя Господне!» Но, в отличие от Самого Христа, этот народ даже не предполагал, что всего лишь через пять дней этот же народ, чьих детей Христос исцелял и воскрешал, будет кричать в Его адрес уже совсем другие слова – «Распни, распни!». И не за какую-либо вину, а просто потому, что не оправдал их земных ничтожных надежд…
Суть этого праздника для нас, просвещённых и знающих людей ХХI столетия заключается ровно в том же, что и для сотен поколений наших предков: увидеть, понять и оценить тот истинный дар, который принёс Христос человечеству, – открытие дверей в иное Царство, перед которым всё низменное и временное не имеет никакого веса и никакой цены.
Максим ТАРАСЕНКО, протоиерей
Читайте также: Как праздновали Пасху в Крыму: традиции и рецепты